С директором Ульяновского автозавода имени В. И. Ленина Иваном Дмитриевичем Масловым беседует корреспондент «Смены» Федор Шахмагонов
Давно уже на дорогах нашей страны примелькался знакомый силуэт машины, не блещущей своими формами, строгой, работящей, как невзыскательная и надежная лошадка. Речь идет о «газике». В просторечии его еще называют «козел». Его так прозвали за умение «пролезть» по любому бездорожью, даже по горам, как лазят туры.
Машина под маркой «ГАЗ - 69» родилась в Горьком. Но некоторое время спустя ее производство освоил Ульяновский автозавод, объединив у себя выпуск машин 4X4, двух типов: легкового и грузового специального назначения под марками «ГАЗ - 69» и «УАЗ - 452». «Вазы» встречаются в виде грузовика с открытым кузовом, крытого фургона, микроавтобуса, санитарной машины...
А вот с начала семьдесят третьего года появилась совершенно новая автомашина. Что - то в ней улавливалось от 452 - й, что - то осталось от «газика», но это была новая модель и по форме и по содержанию. На дороги страны вышел автомобиль «УАЗ - 469». О новом вездеходе мы и решили побеседовать с директором Ульяновского автозавода.
- Иван Дмитриевич, не могли бы вы рассказать об особенностях «Ваза»?
- Наш завод специализируется на выпуске автомобилей повышенной проходимости. За ними закрепилось ответственное наименование - вездеход. Это, конечно, преувеличение. Мы не ставим перед собой задачу выпускать автомобиль - амфибию, который преодолевал бы не только бездорожье, но и водные преграды. Повышенная проходимость - это возможность преодолеть любые дорожные препятствия, возможность двигаться и без всяких дорог. Но все же с известными ограничениями. «УАЗ - 452» может быть использован для перевозки людей, небольших грузов, различных промышленных установок, он используется на стройках, в геологических партиях, в сельском хозяйстве, в санитарной службе. Машина имеет ведущий передний мост, усилитель в коробке передач. Она прекрасно преодолевает песок, грязь, пробивается по колее, поднимается на крутые горы.
Мы наладили выпуск нового грузопассажирского автомобиля «УАЗ - 469».
- Иван Дмитриевич, был ли смысл заменять «ГАЗ - 69» этой новой машиной? Какие задачи решали конструкторы при ее создании?
- «ГАЗ - 69» хорошо потрудился, он завоевал авторитет у автомобилистов. Но старая модель не отвечала возросшим требованиям к скорости движения, экономичности и комфорту для водителя и пассажира. Не могли мы не считаться и с требованиями технической эстетики. Я приведу лишь некоторые данные для сравнения. Мы прежде всего повысили грузоподъемность автомобиля, увеличили число пассажирских мест. «ГАЗ - 69» грузопассажирского варианта мог перевозить полтонны груза, «УАЗ - 469» - 600 килограммов. В старой модели машины размещалось с малыми удобствами пять пассажиров, в новой - семь. За счет уплотнения дверей и окон, усовершенствованного отопителя температура в машине зимой в самый сильный мороз будет выше, чем в старом «газике». Мы увеличили мощность мотора, поднялась скорость машины, она лучше преодолевает бездорожье. Но главное не в этом. За счет увеличения дорожного просвета и увеличения колес, а также некоторых конструктивных решений в коробке передач и в ведущих мостах мы добились значительно большей ее проходимости по сравнению с «ГАЗ - 69» и «УАЗ - 452». Испытания, проводившиеся в различных условиях, показали, что там, где пройдет колесный трактор, пройдет и эта грузопассажирская машина. Если старую машину прозвали «козел», то новую окрестили «олень». Она быстроходна и легко преодолевает небольшую заболоченность тундры, пробивается сквозь талый весенний грунт, мокрый и тяжелый снег, идет по песчаным барханам. Я приведу здесь строчки из письма одного из тех водителей, которые эксплуатируют машину: «По шоссе, по асфальту с отключенным передним мостом машина ходила на скорости около 100 километров в час. Никогда не отмечалось никакой вибрации, машина легко держала дорогу. В Мещере, в Рязанской эбласти, мы ездили по мартовскому снегу, по полевым и лесным дорогам. Только в исключительных случаях требовалось включение понижающей передачи. Обычно было достаточно включения переднего моста. Машина проходила там, где не проходил «ГАЗ - 69».
Надеюсь, в этом письме есть ответ на вопрос, в чем смысл замены старой модели на новую.
А теперь давайте рассмотрим хотя бы часть тех задач, которые решались конструкторами при создании новой модели.
Машина, не теряя ни своей надежности, ни комфортабельности, должна быть дешевле. И это первая практическая сторона задачи наших конструкторов. Было решено максимально использовать в новой машине отработанные, испытанные конструкции автомобиля «УАЗ - 452». Это привело к унификации запасных частей, узлов и агрегатов и, конечно же, к удешевлению производства автомобиля. Конструкторы должны были принимать в расчет и возможности заводов - поставщиков. А перед всем коллективом завода, перед технологами, перед инженерами, перед рабочими стояла и еще одна задача: перейти на производство новой модели, не останавливая ни на один день, ни на один час конвейера. Создание новой модели не было ни в какой степени погоней за модой, за новшеством ради новшества, все по делу, все только по прямой необходимости. Должен отметить, что зарубежное автомобилестроение тоже работает над созданием автомашин 4X4. Мы знаем очень интересные модели английских, японских и американских фирм. Как правило, машины 4X4 зарубежного производства значительно выше по стоимости обычных машин того же класса. Наша машина, не уступая по главным показателям зарубежным машинам повышенной проходимости, значительно дешевле и в производстве и на рынке.
- Не повлияло ли стремление к удешевлению себестоимости машины на ее качества? Как мне известно, вашему заводу приходится конкурировать с известными и отлично себя зарекомендовавшими фирмами, такими, как «ровер» и «тойота»?
- Для нас качество машины - это ее надежность в эксплуатации, простота обслуживания, ремонта, а также полное соответствие задачам, которые перед машиной, ставятся. За рубежом при перенасыщении автомобильного рынка конкурирующие фирмы изыскивают пути завлечения покупателя резкими и частыми изменениями внешних форм кузова, излишествами в комфорте, насыщают автомобиль автоматикой, которая в большинстве случаев не повышает эксплуатационных качеств. Должен сказать, что год от года даже самые выдающиеся автомобильные фирмы снижают надежность и долговечность автомобиля, отдавая предпочтение внешнему эффекту. Оценивая наш автомобиль в сравнении с машинами иностранных фирм, мы все время должны иметь в виду и разницу в скоростях, которая определяется качеством и назначением автомобильных дорог. Так мы подойдем и к сравнению нашего нового «УАЗика» с английской моделью, «рейндж ровер». «Рейндж ровер» оснащен восьмицилиндровым мотором. На дороге с отличным асфальтовым покрытием он развивает скорость до ста пятидесяти километров в час. Наши дороги, как правило, для таких скоростей не предназначены, а стало быть, мы не искали повышенных скоростей для «УАЗ - 469». Вместе с тем, очень комфортабельный автомобиль «рейндж ровер» не в состоянии выполнить тех задач, которые ставятся перед нашей машиной. Это, безусловно, автомобиль повышенной проходимости, но ему противопоказано бездорожье, он не пройдет по грязной дороге с глубокими рытвинами, не пробьет толщу снега, которую преодолеет «УАЗ - 469», не сможет идти по дороге с глубокой колеей. Он в большей степени предназначен для поездок по дорогам с твердым покрытием и для небольших бросков по участкам дороги, размытой дождями.
«Лендровер» и «тойота» снабжены прекрасными, надежными моторами, но ни их мосты, ни клиренс не дают им преимуществ перед нашей машиной в преодолении дорожных препятствий. Что же касается надежности эксплуатации, то мы повысили пробег до капитального ремонта «УАЗ - 469» машины по сравнению с «ГАЗ - 69» на пятьдесят тысяч километров. Капитальный ремонт планируется при пробеге в сто восемьдесят тысяч километров. Это в общем - то довольно высокая цифра и для автомашин лучших зарубежных фирм, выпускающих машины 4X4.
- Как относятся рабочие ульяновского завода к своему детищу?
- Они гордятся, что автомобили семейства «УАЗ» несут службу во всех уголках нашей страны. На Ульяновском автозаводе имени Владимира Ильича Ленина сложились свои традиции. Прежде всего никто из нас не забывает, что мы живем и работаем на родине Ленина. Это ко многому обязывает. И прежде всего обязывает не останавливаться на достигнутом. И эти обязанности не ограничиваются только производственными задачами. Ульяновский автозавод рождался в трудные годы для нашей страны. Шла война. В Ульяновск были эвакуированы несколько цехов автозавода имени Лихачева. Нужно было, не теряя ни минуты, наладить станки и выпускать продукцию, необходимую фронту. Работа шла под временными навесами, чуть ли не под открытым небом, в мороз и стужу. Здесь, как и в других промышленных центрах Поволжья и Востока, ковалось оружие победы.
Из цехов военного времени вырос нынешний завод. Лихачевцы были той цементирующей прослойкой, которая создала рабочий коллектив Ульяновского автомобилестроительного. А теперь уже УАЗ посылает свои кадры на заводы в Тольятти, на КамАЗ, на заводы - смежники.
У нас тысячи молодых рабочих стоят на самых ответственных участках, на конвейере, работают наладчиками, инструментальщиками, в экспериментальном цехе, на испытательных полигонах. У нас много молодых инженеров, конструкторов. Здесь кузница кадров, они получают серьезную техническую подготовку. Я уже говорил о гордости уазовцев, что их руками создается автомобиль для эксплуатации на всех широтах нашей планеты, в любых условиях. Мне думается, что создание такого автомобиля несет в себе немалую долю романтики.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.