- Конечно! - обрадовался Никита.
- Вот теперь можно и в музыкальный магазин отправиться, - проговорил отец. - Дед Сашок тут за всем присмотрит...
Сердце Никиты замерло, а потом забилось так гулко, что он испугался: вдруг отец услышит и поймёт, что он волнуется. Стараясь придать своему лицу безразличное выражение, Никита поправил кепку и зашагал за отцом. Когда они поравнялись с телегой Сёмочкина, Никита увидел, что покупатели здесь не задерживаются, а сам он, прислонясь к колесу, растерянно поглядывал на проходящих.
- Ага, теперь будет знать! - торжествовал Никита.
- Нет, сынок, его не сразу проймёшь, - возразил отец. - Эти люди цепкие, живучие.
В музыкальном магазине их сразу провели к заведующему. Он сидел за столом в конце коридора, уставленного ящиками, и что - то писал.
Выслушав отца, заведующий пробасил:
- Ну, что ж, выбор у нас богатый. Целая партия пианино поступила. Сейчас их подготовят к осмотру. А вы сами - то откуда будете? Из - за Дона?
- Оттуда.
- Как урожай?
- Хороший... отменный, надо прямо сказать!
Никита слушал и удивлялся: как всех интересует урожай! Люди разные, а забота одна. С каким вниманием и нескрываемым уважением слушают они отца! И как же это он, Никита, не замечал, что отец у него такой видный человек?! С какой стати отцу бросать такую почётную должность в колхозе и идти работать заготовителем? И зачем только мама этого добивается? Нет, ничего у неё, конечно, не выйдет!
Потом их ввели в комнату, где стояли пианино. Пока Никита переходил от одного инструмента к другому и трогал клавиши, из - за прилавка вышел один продавец, потом другой. Их явно заинтересовал необычный покупатель. Наконец мальчик остановился у последнего пианино и, с минуту поколебавшись, решительно сел на круглый табурет. Что же сыграть? Стараясь сосредоточиться, он опустил голову и вдруг увидел на лакированной поверхности крышки отражение отцовского лица. Глаза Сергея Даниловича смотрели ласково, ободряюще. И сразу стало легко.
Никита одним движением поднял крышку и положил пальцы на клавиши.
Тонкий, радостный, как луч солнца, звук задрожал в воздухе. И вот зазвучала песня, которую Никита слышал утром на берегу. «Как ты, батюшка, славный тихий Дон...» И постепенно в основную мелодию, словно звонкие ручейки, стали стекаться другие звуки. Никита играл о том, как пламенеет восход над степным раздольем, как горят самоцветами росы на пахучих травах, как весело встречать солнце. Никите было и радостно и хотелось плакать от восторга... Когда замолк последний аккорд, все захлопали в ладоши: и продавцы, и заведующий, и трое покупателей, которых так захватила игра Никиты, что они не могли сдвинуться с места, пока он не кончил.
Сергей Данилович поцеловал Никиту и воскликнул:
- Берём пианино... Спасибо, сынок!
А вечером Никита опять лежал на пахучем сене, и воз медленно катился по дороге. Солнце садилось за тёмную тучу. Вот оно совсем скрылось, и над тучей веером разметались багровые лучи.
Их жар остывал с каждою минутой, и небо стало розовым, потом белым, потом синим, словно покрылось окалиной.
Никита думал о том, как встретят его деревенские ребята, что скажет ему про покупку учитель Серафим Фёдорович и как он, Никита, будет рассказывать электрику Константину о своей поездке...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Читатели обсуждают статью А. Первенцева (см. журнал «Смена» № 1 за 1953 год)