— Вам что же, постоянно звонят с угрозами?
— Вы не поняли, — с легкой досадой ответила Петрова. — Вернее, я плохо, видно, объяснила. Нам — нет. Никогда. Да если б мне или Лоре (в этом месте Пырсикова в ужасе затрясла головой) позвонили и такое сказали, мы бы точно от страху окочурились! А с Ольгой такое уже бывало.
— И часто?
— Нет, но один раз по крайней мере было. Помнишь, Лора, ее «Шесть ступеней...»? Это тогда, кажется.
— А, точно! «Шесть ступеней вниз» — потрясающий был материал!
— Ольга написала статью про спекулянток, которые торгуют шмотьем и импортной косметикой в общественных туалетах. Был шум, их прижали, но не сразу. Тогда Ольга написала вторую, потом третью. Вот после второй ей и звонили: грозили, что плеснут в подъезде соляной кислоты в лицо. А она только смеялась.
— Это почему же?
— Во-первых, говорила, что у них кишка тонка, не тот, дескать, народец, только визжать умеют. А во-вторых, хотя, может, это как раз во-первых, была она какая-то бесстрашная, как мужик. Ведь она и после первой, и после второй статьи снова туда ходила!
— Бр-р-р! — передернула плечами Пырсикова. — Я бы и первый раз туда не пошла.
— Когда все это было? — спросил я.
— Давно! — махнула рукой Петрова. — Больше года назад. Потом ее еще один раз чуть не побили, когда она писала про билетную мафию. Знаете, которые студентов подряжают в очередь записываться за театральными билетами, а потом ими торгуют.
— Она что же, специально сама себе такие темы брала или ей поручали?
— В том-то и дело, что сама! У нас ведь отдел писем, понимаете? Мы по идее должны заниматься тем, что волнует читателей в смысле быта, сферы обслуживания, культуры и так далее. И вот приходит, например, письмо: жалуется читательница на то, что расплодились по дамским туалетам эти самые спекулянтки. «Пора прекратить» и тому подобное. Что мы обычно делаем? Пересылаем его в милицию или в исполком. Оттуда отвечают читательнице, копия нам: спасибо за сигнал, учтем, примем меры. Полный ажур! А Ольга — нет. Ольга такие письма не пересылала, она хваталась за них, как за тему. И лезла в самую гущу. Она была журналист милостью божьей, вот как бывает милостью божьей музыкант или художник.
— О мертвых или хорошо, или ничего, — провозгласил Северин, появляясь на пороге лабиринта с блокнотом Троепольской в руках. — Спорить готов, что ничего подобного вы ей при жизни не говорили, — сказал он, относясь уже непосредственно к Петровой.
— Не говорила, — вздохнула та. — И правильно делала. Между нами, как вы говорите, не для протокола, Ольга писала-то неважно. Она фактуру собирала блестяще, мозги у нее были повернуты на проблему хорошо, а вот материал слепить у нее не очень получалось. Вечно мы с Чижом что-то доделывали.
— И все-таки вы ей завидовали, а? — догадываясь, поинтересовался Северин.
— Завидовала, — неожиданно легко согласилась Петрова. — Я старая черепаха Тортилла и очень хорошо понимала, что она-то еще научится писать, а я уже не научусь... Вот так, как она...
— Понятно, — сказал я. — Значит, Ольга была журналистом того типа, который сам, так сказать, ищет недостатки и сам их вскрывает. Какой проблемой она занималась в последнее время?
Петрова вяло пожала плечами.
— Кажется, что-то с книгами. Может быть, Чиж?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.