— Но они представились? Сказали, от кого?
— Может, и сказали. Да я запамятовала. Давно это было.
Я увидел, что мой друг теряет уже понемногу терпение, и решил временно переменить тему:
— А Ольга как к вам попала?
Перемена, видимо, оказалась удачной, потому что Анна Николаевна впервые за время нашей беседы вдруг заулыбалась.
— Ох, эта Ольга!... Шальная девчонка! Говорит, услышала их разговор, Алика и Сережи, в магазине услышала. А потом за ними пошла. Нат Пинкертон! Ну надо же! — И сейчас еще, как последней новости, радостно удивлялась хозяйка этому засевшему в памяти воспоминанию. — Прямо в дверь позвонила: здрасте, я ваша тетя! Я, говорит, в газете работаю. Все мне тут прибрала, обед приготовила. А про них все расспрашивала тогда, какую книгу да почем я им продала. Нет, вы только подумайте!..
— А в каком магазине? — спросил Северин. Теперь старуха на звук голоса удивленно повернулась к нему.
— Как в каком? В книжном магазине, не в рыбном же! — Она снова беззубо заулыбалась собственной шутке.
— Это я понимаю, что в книжном, — бодро, стараясь попасть ей в тон, сказал Стас. — Мне чего интересно? В каком именно?
— А уж это я не знаю, — почему-то обидевшись, ответила хозяйка и подала Северину совет: — Да вы у Ольги спросите! Она скажет.
И тут мне в голову пришла интересная мысль. Я спросил:
— А вы сами, Анна Николаевна, куда носили книги?
— Да тут, рядом, — ответила она. — Из подъезда выйдете — и направо. Можно пешочком, можно на троллейбусе одну остановку. На той стороне улицы, вы его сразу увидите. Туда и Адриан Серафимович ходил лет тридцать, покупал, а я уж потом ходила, покуда не ослепла, продавала...
Через четверть часа, поняв, что больше от нее ничего не добьемся, мы распрощались с Анной Николаевной. Потом вышли на улицу, сели в машину, проехали два квартала, развернулись, и Стас притормозил прямо перед большой, полной книг витриной, над которой из неоновых трубок складывалась надпись: «БУКИНИСТ». Я достал блокнот и сверился с записями. Это был тот самый магазин, где трудилась товароведом Нина Ефимовна Лангуева.
— О чем это говорит? — спрашивал меня Северин, корочкой аккуратно собирая подливу с тарелки.
— Ни о чем это не говорит. — отвечал я с набитым ртом, верный привычке спорить со своим напарником. На самом деле истина, конечно, была посередине: наше последнее открытие в равной мере могло оказаться перспективной версией и полным пшиком.
Мы сидели у открытого окна в кафе «Ивушка» и ели не переставая, как только могут есть голодные, за день напахавшиеся, молодые, возбужденные работой мужики.
— Не скажи, не скажи, — благодушно бурчал Стас, наливая себе третий или четвертый стакан морса из запотевшего графина. — Тебе ли не знать: слишком много совпадений бывает только в плохом кино. А у нас с тобой кино хорошее. Высокохудожественное! Ну почему ты, Шурик, такой пессимист? Посмотри, что мы имеем. — С этими словами он перевернул руку ладонью кверху и положил на нее горошинку черного перца со своей тарелки. — Это Троепольская, в комнате которой все перерыто. А рядом мы имеем, — Стас оторвал кусочек от цветной салфетки в центре стола, — антикварные книжечки минимум на четырнадцать тысяч...
— Книжечек мы как раз не имеем, — заметил я сварливо.
— Не придирайся, не придирайся, — почти ласково пропел Северин. — И тут же, рядом, на той же ладошке, — Лангуева, которая с Троепольской в контрах пребывает и на которую журналисточка материальчик собирала...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.