Неожиданный взгляд на русское кино

Денис Логинов|14 Января 2011, 15:13| опубликовано в номере №1755.1, январь 2011
  • В закладки
  • Вставить в блог

Онфлёрский фестиваль российского кино уникален, как минимум, для Европы. Судите сами…

Фестиваль русского кино поможет лучше понять новую Россию и станет ступенькой для продвижения российских картин на экраны Франции

Французы отбирают на конкурс работы российских кинематографистов, руководствуясь исключительно своим вкусом и своим пониманием. Французское жюри и французская публика выставляют оценки, французские учредители вручают призы за русское кино, и пять дней фестиваля российских фильмов превращают жизнь Нижней Нормандии в настоящий праздник. Главная проблема фестиваля лишь в том, что небольшие просмотровые залы маленького курортного и рыболовецкого городка в устье Сены уже не в состоянии удовлетворить интерес всех желающих попасть на него. Публика съезжается со всей Нормандии, из Парижа, даже из‑за рубежа, да и русское сообщество Франции стремится узнать, что нового появилось в кино на их исторической родине.

Во время фестиваля в одном из залов я с удивлением заметил в толпе писателя Бориса Акунина и поспешил к организаторам узнать, что он здесь делает. Председатель и душа фестиваля Франсуаза Шнерб ответила, как ей, наверное, казалось, вполне исчерпывающе: «Кино смотрит! Впервые он приехал на наш фестиваль пару лет назад, и ему здесь так понравилось, что он стал приезжать каждый год. Говорит, что дома ему смотреть кино некогда». Итак, она произнесла ключевое слово, которое я уже слышал здесь от Карена Шахназарова, Павла Чухрая, Сергея Соловьёва и других мэтров современного российского кинематографа. Они с удовольствием приезжают на фестиваль именно из‑за доброжелательной позитивной обстановки, которую сумели создать её организаторы. Светлана Крючкова в прошлом году завоевала приз за лучшую женскую роль в фильме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом». В беседе со мной актриса в первую очередь выделила онфлёрский шарм: «Меня совершенно покорил Онфлёр, особенно его атмосфера. И фестиваль мне очень нравится. Отличный отбор! Меня порадовало, что в просмотровых залах полный аншлаг. Наверное, интерес к фестивалю так высок потому, что высок его профессиональный уровень. К тому же, смотрите, он ведь живёт уже почти восемнадцать лет!»

 

В Онфлёре очереди только на русские фильмы

А вот мнение режиссёра Юрия Фетинга: «Французы, наверное, единственные в мире люди, которые занимаются киноискусством, а не киноиндустрией».

Все эти высказывания можно адресовать группе энтузиастов, которых сплотила красивая хрупкая женщина, глава ассоциации друзей Онфлёрского кинофестиваля и его бессменный председатель Франсуаза Шнерб, настоящий фанатик русского кино.

Франсуаза уже думает о 20‑летии фестиваля, которое будет отмечаться в 2012 году, и делится планами по отбору фильмов для юбилейного открытия. Она надеется, что к тому времени появится много талантливых фильмов, достойных представлять Россию в Онфлёре. Фестиваль, которому помогают муниципалитет Онфлёра, региональные власти и Министерство культуры РФ, при всех его скромных возможностях ухитряется за несколько дней показать богатую палитру российского кино. Помимо главного конкурса проходит конкурс дебютных работ, организуется просмотр лучших российских фильмов последних лет, проходят показы короткометражных, анимационных картин, тематические ретроспективы. Темой 2010 года стало 65‑летие Победы СССР в Великой Отечественной войне. Ей и была посвящена ретроспектива лучших советских и российских фильмов о войне.

Ежегодный Онфлёр давно вышел за рамки кино как такового и в определённой мере стал фестивалем российской культуры, так как кроме показов фильмов здесь проходят и другие мероприятия, связанные с нашей страной.

Продюсер Елена Гликман обратила моё внимание на поразившую многих гостей и участников фестиваля выставку, представленную в Онфлёре «Российской газетой». Это были работы питерского мастера Сергея Ларенкова, который сам определяет свой жанр как фотоколлаж. Он вмонтировал фотохронику Второй мировой войны в современные городские пейзажи мест, где гремели бои, проходили колонны солдат или просто шла нелёгкая повседневная тыловая жизнь. Получился потрясающий эффект. Елена Гликман особо отметила, что фотография не является основной профессией Ларенкова, работающего лоцманом в санкт-петербургском порту, и добавила: «Удивительно! Человек из совершенно другого профессионального пространства вдруг стал автором образов, которые меня очень волнуют».

Главный приз и приз зрительских симпатий достались фильму Алексея Учителя «Край».

Приз за лучший сценарий присуждён режиссёру Юрию Фетингу («Бибинур»), за лучшую женскую роль — актрисе Алисе Фрейндлих («Полторы комнаты» режиссёра Андрея Хржановского), за лучшую мужскую роль — актёру Юрию Стоянову («Человек у окна» Дмитрия Месхиева), за лучший дебют в кино — режиссёрам Алёне Семёновой и Александру Смирнову («Рябиновый вальс»).

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Династия Шмариновых: три поколения в искусстве

Почему трудно быть сыном известного художника, «Смене» рассказал Алексей Шмаринов

Тиара царя Сайтоферна

Легенда о том, как одесситы обманули экспертов Лувра

в этом номере

Древнерусские комиксы

История лубка

Древнерусские комиксы

История лубка

Неисчерпаемый обмылок

9 превращений по Милене Кремерман