Неоконченное путешествие

Евгений Федоров| опубликовано в номере №1269, апрель 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

9 апреля 1972 года. Диксон

Вчера рано утром – в 7.30 – я заехал в гостиницу за Президентом АН Кубы Нуньесом Хименесом и его спутником, директором Института физики Земли АН Кубы Давидом. Оба уже сидели в вестибюле в новых, только что выданных им кожаных костюмах. На ногах теплые, собачьего меха, унты, рядом на полу большие рюкзаки со спальными мешками и всяким добром, на них лежат летные куртки на меху и брюки, теплые шапки-ушанки. В общем, всем видно, что к полету на полюс изготовились.

Вылетели из Быкова на «Ил-14» полярной авиации, который повезет нас по всему маршруту.

Нуньес давно хотел побывать в Арктике. «Дело нехитрое, – говорил я ему, – прилетай в Москву в марте или апреле, и отправим тебя в Арктику, а то и вместе слетаем». И вот летим. Побываем на нескольких полярных станциях, обсерваториях и на СП-19 – она сейчас как раз в районе полюса.

Захотел повидать Арктику и Александр Васильевич Сидоренко – министр геологии СССР, с которым я давно знаком – еще по работе в Академии наук. Ему надо побывать в Воркуте и на Ямале, а в Центральную Арктику тянет интерес давнего путешественника. Председатель Совета Министров внял его просьбам и отпустил на неделю.

Нынешний «хозяин» Арктики – директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Гидрометслужбы А. Ф. Трешников – отправил с нами своего заместителя В. И. Сердюкова. До Диксона с нами идет также известный полярный летчик Марк Иванович Шевелев.

Сейчас вся компания расположилась на нескольких креслах в передней части – пассажирском отсеке – фюзеляжа, отгороженной занавеской. Здесь тепло. За занавеской дополнительные баки с горючим и различный груз.

На столе грудой лежат фотоаппараты, кинокамеры – у Нуньеса и Давида их по нескольку штук, стоят горячий чайник и кружки.

– Зачем столько камер, Нуньес?

– Да, знаешь ли, многие товарищу – Нуньес называет фамилии некоторых видных партийных и государственных деятелей республики, – просили сделать фото и киносъемки в Арктике именно их аппаратами.

Нуньес с помощью Давида, который учился у нас и говорит по-русски, выспрашивает Александра Васильевича об организации геологической разведки в Советском Союзе, о методах скоростного бурения, о поисках нефти и газа в Северо-Западной Сибири.

Мы с Марком Ивановичем и Сердюковым обсуждаем ситуацию, складывающуюся в связи с ликвидацией Управления полярной авиации и передачей ее отрядов в территориальные управления Министерства гражданской авиации. Обсуждаем, как лучше распределить обеспечение экспедиций и дрейфующих станций Гидрометеорологической службы между этими территориальными управлениями.

Совершив короткую посадку в Сыктывкаре, к 17 часам приходим в Воркуту. Здесь Александра Васильевича уже ждет большая группа геологов, специалистов-угольщиков. работающих в Воркуте, и разведчиков нефти и газа, прилетевших сюда с Ямала и низовья Оби. У них масса вопросов к своему министру, и он ведет совещание в течение двух часов, дольше невозможно – нам надо к вечеру добраться до Диксона.

В 20 часов московского времени мы прибываем на Диксон. Здесь уже глубокая ночь, однако встречающие – начальник Диксонского управления Гидрометслужбы Мироненко и секретарь районного комитета партии – считают, что спать еще рано, и усаживают нас за обильный стол.

Сегодня встали поздно – по диксонскому времени около 12 часов. Вместе с Мироненко осмотрели его хозяйство. Радиоцентр только что построен, очень хорош. Приемная часть, расположенная в отдалении, на краю поселка. совершенно закончена. На передающем центре с большим набором мощных передатчиков заканчивается отделка. Хорошо выглядит Бюро погоды. Сведения со всей нашей Арктики поступают сюда быстро.

Но все это так и должно быть, а гордится Мироненко больше всего построенными в самое последнее время детскими яслями и садом.

Чистенькое и снаружи и, разумеется, внутри одноэтажное зданьице, просторные комнаты – спальни, комнаты для игр, полные разнообразных игрушек, столовые.

Улицы в поселке пока еще не очищают от снега, и в средней части каждой остается неширокий проезд для тяжелых грузовиков, тракторов и вездеходов.

Люди идут по тропкам, а ребятишек возят в ясли в крытых санках-«лимузинах» наподобие крохотных аэросаней, сработанных родителями, каждым семейством на свой вкус, неостро раскрашенных и разрисованных. Это практично. Ребенка можно доставлять из дома в ясли в любую пургу.

Осмотрев свое хозяйство, собираем актив радиометеоцентра. Сейчас начинается напряженный период в его жизни. В полном разгаре воздушная навигация – идет смена персонала на полярных станциях, расположенных на отдаленных островах, на дрейфующих станциях. На всей акватории Ледовитого океана, на дрейфующих льдинах ведут исследования группы ученых – их доставляют туда легкие самолеты и вертолеты.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены