Вчера рано утром – в 7.30 – я заехал в гостиницу за Президентом АН Кубы Нуньесом Хименесом и его спутником, директором Института физики Земли АН Кубы Давидом. Оба уже сидели в вестибюле в новых, только что выданных им кожаных костюмах. На ногах теплые, собачьего меха, унты, рядом на полу большие рюкзаки со спальными мешками и всяким добром, на них лежат летные куртки на меху и брюки, теплые шапки-ушанки. В общем, всем видно, что к полету на полюс изготовились.
Вылетели из Быкова на «Ил-14» полярной авиации, который повезет нас по всему маршруту.
Нуньес давно хотел побывать в Арктике. «Дело нехитрое, – говорил я ему, – прилетай в Москву в марте или апреле, и отправим тебя в Арктику, а то и вместе слетаем». И вот летим. Побываем на нескольких полярных станциях, обсерваториях и на СП-19 – она сейчас как раз в районе полюса.
Захотел повидать Арктику и Александр Васильевич Сидоренко – министр геологии СССР, с которым я давно знаком – еще по работе в Академии наук. Ему надо побывать в Воркуте и на Ямале, а в Центральную Арктику тянет интерес давнего путешественника. Председатель Совета Министров внял его просьбам и отпустил на неделю.
Нынешний «хозяин» Арктики – директор Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Гидрометслужбы А. Ф. Трешников – отправил с нами своего заместителя В. И. Сердюкова. До Диксона с нами идет также известный полярный летчик Марк Иванович Шевелев.
Сейчас вся компания расположилась на нескольких креслах в передней части – пассажирском отсеке – фюзеляжа, отгороженной занавеской. Здесь тепло. За занавеской дополнительные баки с горючим и различный груз.
На столе грудой лежат фотоаппараты, кинокамеры – у Нуньеса и Давида их по нескольку штук, стоят горячий чайник и кружки.
– Зачем столько камер, Нуньес?
– Да, знаешь ли, многие товарищу – Нуньес называет фамилии некоторых видных партийных и государственных деятелей республики, – просили сделать фото и киносъемки в Арктике именно их аппаратами.
Нуньес с помощью Давида, который учился у нас и говорит по-русски, выспрашивает Александра Васильевича об организации геологической разведки в Советском Союзе, о методах скоростного бурения, о поисках нефти и газа в Северо-Западной Сибири.
Мы с Марком Ивановичем и Сердюковым обсуждаем ситуацию, складывающуюся в связи с ликвидацией Управления полярной авиации и передачей ее отрядов в территориальные управления Министерства гражданской авиации. Обсуждаем, как лучше распределить обеспечение экспедиций и дрейфующих станций Гидрометеорологической службы между этими территориальными управлениями.
Совершив короткую посадку в Сыктывкаре, к 17 часам приходим в Воркуту. Здесь Александра Васильевича уже ждет большая группа геологов, специалистов-угольщиков. работающих в Воркуте, и разведчиков нефти и газа, прилетевших сюда с Ямала и низовья Оби. У них масса вопросов к своему министру, и он ведет совещание в течение двух часов, дольше невозможно – нам надо к вечеру добраться до Диксона.
В 20 часов московского времени мы прибываем на Диксон. Здесь уже глубокая ночь, однако встречающие – начальник Диксонского управления Гидрометслужбы Мироненко и секретарь районного комитета партии – считают, что спать еще рано, и усаживают нас за обильный стол.
Сегодня встали поздно – по диксонскому времени около 12 часов. Вместе с Мироненко осмотрели его хозяйство. Радиоцентр только что построен, очень хорош. Приемная часть, расположенная в отдалении, на краю поселка. совершенно закончена. На передающем центре с большим набором мощных передатчиков заканчивается отделка. Хорошо выглядит Бюро погоды. Сведения со всей нашей Арктики поступают сюда быстро.
Но все это так и должно быть, а гордится Мироненко больше всего построенными в самое последнее время детскими яслями и садом.
Чистенькое и снаружи и, разумеется, внутри одноэтажное зданьице, просторные комнаты – спальни, комнаты для игр, полные разнообразных игрушек, столовые.
Улицы в поселке пока еще не очищают от снега, и в средней части каждой остается неширокий проезд для тяжелых грузовиков, тракторов и вездеходов.
Люди идут по тропкам, а ребятишек возят в ясли в крытых санках-«лимузинах» наподобие крохотных аэросаней, сработанных родителями, каждым семейством на свой вкус, неостро раскрашенных и разрисованных. Это практично. Ребенка можно доставлять из дома в ясли в любую пургу.
Осмотрев свое хозяйство, собираем актив радиометеоцентра. Сейчас начинается напряженный период в его жизни. В полном разгаре воздушная навигация – идет смена персонала на полярных станциях, расположенных на отдаленных островах, на дрейфующих станциях. На всей акватории Ледовитого океана, на дрейфующих льдинах ведут исследования группы ученых – их доставляют туда легкие самолеты и вертолеты.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Рассказ