II
Клеветник без дарованья,
Палок ищет он чутьем,
А дневного пропитанья
Ежемесячным враньем.
III
Охотник до журнальной драки,
Сей усыпительный Зоил
Разводит опиум чернил
Слюною бешеной собаки».
Гораздо более серьезным чем Каченовский противникам Пушкина был Надеждин. Молодой ученый с большим философским кругозором, оч мог бы сыграть большую роль и для читателей как истолкователь значения поэзии Пушкина и для самого Пушкина как рупор нового, разночинного читателя. Однако этой возможной роли Надеждина мешали два обстоятельства: во - первых, чудовищное отсутствие у него литературного вкуса (оч называл «Полтаву» пародией, предлагал Пушкину сжечь «Бориса Годунова», возмущался «неприличием» «Графа Нулина» и т. п.) и, во - вторых, Пушкин не без основания подозревал его в неискренности, в подлаживании ко вкусам Каченовского - редактора «Вестника Европы», в котором сотрудничал Надеждин.
Надеждин выступил в критике как защитник старого, традиционного классицизма. С этих позиций он резко атаковал Пушкина.
В одной своей статье Надеждин высмеивает ранние стихи Пушкина. «Начать писать слишком рано, - пишет он, - еще не признак гения», - и затем ядовито напоминает читателям «прекрасную басню В. Л. Пушкина» (дяди Александра Сергеевича), в которой Феб вершит суд над одним 15 - летним поэтом. Приведем эту басню:
«Какой - то стихотвор (довольно их у нас)
Принес две оды на Парнас.
Он в них описывал красу природы, неба,
Цвет розо - желтый облаков,
Шум листьев, вой зверей, ночное пенье сов,
И милости просил у Феба.
Читая. Феб зевнул и, наконец, спросил:
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.