Неизгладимая печать

С Бонди| опубликовано в номере №288, декабрь 1936
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пушкин по своей натуре был человек крайне живой, веселый и насмешливый. Он никогда не подчеркивал, что он «великий поэт», не напускал «а себя важности. Все, знавшие его лично, в один голос говорят о его веселости, подвижности, о его необыкновенно заразительном смехе. Даже В последние, самые печальные годы своей жизни Пушкин так умел смеяться, что художник Брюллов, познакомившийся с ним в это время, говорил: «Какой Пушкин счастливый! Так смеется, что словно кишки видны».

В сочинениях и письмах Пушкина разбросаны в большом количестве остроумные шутки, каламбуры, насмешливые замечания, не говоря уж о целых произведениях шуточного характера, вроде «Гаврилиады», «Графа Нулина», «Домика в Коломне» и др. Пушкин писал в одной заметке: «Нам приятно видел поэта во всех состояниях его живой и творческой души: и в печали, и в радости, и в парениях восторга, и в отдохновении чувств, и в юванальском негодовании, и в маленькой досаде на скучного соседа... Благоговею перед созданием «Фауста», но люблю и эпиграммы».

Эпиграммы самого Пушкина доступны читателям меньше других его произведений. Это и понятно. Эпиграммы эти направлены против определенных лиц, написаны по определенному, конкретному поводу. Не зная этих конкретных обстоятельств, часто бывает трудно не только почувствовать соль доимой эпиграммы, но даже просто понять ее смысл. В настоящей статье дано насколько образцов эпиграмм Пушкина - с необходимыми объяснениями.

Пушкиным было написано, вероятно, не менее ста эпиграмм. Нам известно из них около семидесяти: остальные пропали. Среди них, надо думать, не дошли до нас самые резкие и революционные: дело в том, что такие эпиграммы могли распространяться только устно, так как записывать их боялись.

Пушкинские эпиграммы крайне разнообразны по содержанию и стилю.

Наибольшую общественную роль играли в свое время, конечно, политические эпиграммы Пушкина, его эпиграммы на Александра I, на Аракчеева, на Стурдзу, на Голицына и т. д. Всей силой своей ядовитой насмешки он клеймил светскую «чернь», невежд, лицемеров и ханжей.

Ранние эпиграммы Пушкина, за редкими исключениями, совсем не злы, а просто веселы и насмешливы.

Немало эпиграмм написал Пушкин еще в лицее. Постоянной их мишенью был его друг Вильгельм Кюхельбекер. Пушкин часто издевался над его стихами. В большем стихотворении «Пирующие студенты» Пушкин описывает воображаемую пирушку лицеистов, обращается с приветствиями к ряду товарищей и кончает следующей, убийственной для Кюхельбекера строфой:

«Писатель, за свои грехи,

Ты с виду всех трезвее.

Вильгельм, прочти свои стихи,

Чтоб мне заснуть скорее».

Еще находясь в лицее, Пушкин принимал самое деятельное участие в борьбе, которая шла в это время в литературе. Молодые и передовые писатели этого времени (Жуковский, Батюшков, Василий Пушкин - дядя Александра Сергеевича, Вяземский и, др.) преследовали эпиграммами и пародиями представителей старого направления, реакционных писателей, приверженцев церковно - славянского языка и старинных классических форм. Среди них самыми крупными были Шишков, теоретик этого направления, поэт князь Ширинский - Шихматов, считавшийся в их среде лучшим из молодых поэтов, и драматург князь Шаховской, высмеивавший в своих комедиях вождей нового направления.

Пушкин остроумно соединил в одной из своих эпиграмм эти три имени:

«Угрюмых тройка есть певцов:

Шихматов, Шаховской, Шишков,

Уму есть тройка супостатов:

Шишков наш, Шаховской, Шихматов.

Но кто глупей из тройки злой?

Шишков, Шихматов, Шаховской!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Колюша

Набросок