И это только в одном году! Разделите 1168 аварий на 365 дней... И число их не уменьшается, потому что судовладельцы капиталистических стран в погоне за наживой, рассчитывая на страховую премию, пренебрегают элементарными нормами безопасности, используют для перевозки нефти технически непригодные суда, набирают на них неквалифицированные экипажи.
А есть еще и сознательно планируемое загрязнение океана.
Подсчитано, что при очистке танкеров теряется около одного процента нефти от общего тоннажа перевоза. Так, если общий ежегодный объем перевозок морским транспортом составит миллиард тонн, то при очистке танков будет потеряно десять миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. Вместе с тем двенадцати миллионов тонн слитой в море нефти достаточно, чтобы покрыть пленкой площадь, равную Атлантическому и Северному Ледовитому океанам, вместе взятым.
(«Морской горный промысел»)
Ученые предрекают, что это произойдет к концу двадцатого века. Скорее всего так оно и будет. Человек выкачает нефть из недр земли, а потом выльет в океан. Не специально, конечно, просто потеряет один процент при перевозке морем. И это только при перевозке! А есть еще морские скважины, и у каждой утечка нефти, и немалая! Есть еще и речной сток.
Степень растянутого на годы риска увеличивается с каждым днем. Загрязнение океана может вызвать необратимый процесс и привести к гибели морской флоры и фауны. Нефть уничтожит все – от кита до последней инфузории. Вместо океана образуется зловонная мертвая лужа, занимающая две трети поверхности планеты.
И совсем не надо ядерной катастрофы, чтобы погубить цивилизацию. Надо просто залить Мировой океан нефтью, выпустить в него те самые двадцать пять миллионов тонн, что уже вычислили ученые и специалисты. И все. Жизнь на планете прекратится. Без жизни в океане жизнь на суше существовать не может.
Но, может, человек опомнится? Не допустит этого? Или положится на «авось»?
Голос разума тверд, но среди криков, отстаивающих сиюминутные экономические выгоды, он звучит тихо и его трудно услышать...
(Джон Куллини. «Леса моря»)
Много эпидемий чумы было на земле, великие жертвы понес человек, но все же справился, уничтожил смертельную болезнь. Теперь, в двадцатом веке, появилась новая чума – нефтяная. Справится ли человек с ней? Сил-то у него хватит, а вот разума?
...Мы все еще идем проклятым местом. Уже кончилась моя вахта. Сменивший меня на руле Андрей Ивонтьев ошарашенно присвистнул:
– А я думаю, что так мазутом пахнет! Сплю и вижу: на своем «Запорожце» еду, и протекает у меня мотор. Проснулся – мазутом пахнет. Думаю: ну, эти мотористы совсем обнаглели, всю посудину промазутили. А в иллюминатор глянуть невдомек.
Он опять окинул глазом нефтяное поле, покачал головой:
– Вот это пейзажик! Сюрреализм! Ночью приснится – заикой станешь.
Да, до таких ужасов даже Босх не додумался. Впрочем, в его время о
нефти и не догадывались. Никто тогда, в век парусов и лошадей, не мог и предположить, что настанет время, когда вонючая густая жидкость будет продаваться за золото и из-за нее будут развязываться войны.
Я не ухожу из рубки, хочу дождаться, когда все же кончится этот апокалипсический пейзаж.
– А что это вон там? – тихо спросил меня Андрей Ивонтьев.
– Где? – не понял я, вглядываясь в траурный покров океана.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.