«Больше всего интересуюсь футболом, но слежу за всеми видами спорта. В последние годы в печати часто упоминается имя фигуристки Елены Батановой. У меня вопрос к Лене. Не имеет ли она отношения к Борису Батанову, известному в прошлом футболисту? Если «да», то не могла бы она рассказать о том, как начинала путь в спорте. Ведь это очень интересное явление – спортивная семья.
И. КУЗЬМИН, Ленинград».
– Борис Алексеевич Батанов – мой отец. Но если говорить о спортивной наследственности, то я пошла в маму. Ее имя не так известно, но она была неплохой фигуристкой, а потом долгое время танцевала в «Московском балете на льду». Мама часто брала меня с собой в поездки, и все постановки этого ансамбля я с детства знала чуть ли не наизусть, это был мой мир. В четыре года я уже стояла на коньках.
Семья у нас дружная. И отец и мать очень хорошо знают, что такое большой спорт. Мне не надо ничего никому объяснять, когда подолгу отсутствуешь дома, когда нервничаешь перед серьезными стартами. Это так хорошо, когда тебя понимают с полуслова. Знаю, что далеко не у всех моих товарищей такая же атмосфера в доме.
С самых первых шагов в спорте я была абсолютно самостоятельна и свободна. Занималась фигурным катанием, потому что это доставляло мне удовольствие. И сейчас, когда занятия стали уже серьезными, когда они отнимают почти все свободное время, я все равно получаю от них удовольствие. Конечно, у меня есть честолюбивые планы, без этого не было бы смысла совершенствоваться. Но я сама себе ставлю цель. Ни разу не слышала дома: «Леночка, ты должна быть первой!» В случае удачи дома будут радоваться, а если проиграю – огорчаться. Мне посочувствуют, но не больше: трагедию из поражения делать не будут.
Папа работает тренером московского «Торпедо» и иногда делает вид, что его интересует фигурное катание. Я тоже иногда делаю вид, что мне интересен футбол. Ну, а мама, как водится, нейтральна. Конечно, она знает все о моей спортивной жизни, но никогда не навязывает своих мнений, на тренировках бывает крайне редко, хотя у нее приятельские отношения с нашим прекрасным тренером и человеком Людмилой Пахомовой.
Я не загадываю, но, может быть, дальше пойду по стопам мамы и свяжу свою жизнь с балетом на льду, с ансамблем такого плана, какой сейчас организовал в Ленинграде Юрий Овчинников.
«Еще свежи в памяти виртуозные прыжки в воду спортсменки из Пензы Ирины Калининой, а ее землячка Алла Лобанкина уже успела покорить нас прекрасным выступлением на турнире «Весенние ласточки». Видимо, в этом городе есть хорошая школа прыгунов в воду. Может быть, Калинина расскажет о ней.
О. АРБЕНИНА, Семипалатинск».
– «Вот, Иришка, и спета твоя лебединая песня, – сказал мой тренер Борис Павлович Клинченко, когда отзвучали фанфары Московской Олимпиады. – Пора становиться тренером». А я, признаться, иначе и не думала. За долгие годы тренировок и выступлений свыклась с шелестом сеток на батутах, с гулом зала, с плеском воды в бассейне. Кроме того, мечтала попробовать свои силы в работе с ребятишками и знала, что работать буду бок о бок с Борисом Павловичем, который основал нашу школу.
Семнадцать лет назад выпускник института физкультуры Клинченко, прослышав, что в Пензе ведется строительство Дворца водного спорта, приехал в наш город. Но он несколько опередил события, поскольку до открытия бассейна оставалось еще целых два года. Однако молодой тренер не опустил руки. Он собрал группу первоклашек, в которую посчастливилось попасть мне, и начал тренировки по акробатике. В небольшом зале Борис Павлович установил батуты наподобие цирковых, потому что сложно было достать спортивные. Но, как говорится, нет худа без добра: впоследствии оказалось, что цирковые батуты принесли нам большую пользу, ведь они намного мягче и, так сказать, прыгучее спортивных. С тех пор цирковые батуты – неизменный атрибут на тренировках в нашей школе.
Борис Павлович вообще горазд на выдумки. Сейчас он сконструировал детский трамплин из... легкоатлетических шестов. В нашей спортшколе две трети тренировочного времени отводится на занятия в зале. Поэтому тренеры и уделяют особое внимание оборудованию, спортивным тренажерам.
Во Дворце водного спорта занимаются двести сорок мальчишек и девчонок. Каждое лето ребята вместе проводят в спортивном лагере, где отдыхают и тренируются. У нас дружный тренерский коллектив, понимаем друг друга с полуслова, с полувзгляда. С детьми стараемся не расставаться, поэтому наш рабочий день начинается в восемь утра и заканчивается в девять вечера. Может, потому и результаты налицо. Воспитанники пензенской школы постоянно занимают призовые места на соревнованиях различного ранга.
...Ранним утром я вхожу в зал, постепенно оживающий, звенящий чистыми ребячьими голосами. Солнечные зайчики играют в догонялки на металлических остовах батутов. Смотрю на малышей, резвящихся в зале, и думаю о том, что скоро и мои ученики вырастут и станут чемпионами. Нет, моя лебединая песня еще не спета.
«У меня вопрос к горнолыжнику Владимиру Макееву. Чтобы пройти трассу скоростного спуска, требуется незаурядное мужество – это очевидно. Приходилось ли когда-нибудь опытному гонщику испытывать элементарное чувство страха?
В. СТЕПАНОВ, Южно-Сахалинск».
– Наверное, учишься управлять собой еще в детстве. У нас в Между реченске горы хоть и небольшие, но все-таки горы, а не горки. И мы, мальчишки, с этих гор катались... на санках. И трасса (мы, конечно, тогда этого слова не употребляли) была та самая, примерно 1200 метров длиной, на которой я позже тренировался. Типичная горнолыжная трасса с крутыми участками и с пологими, но, в общем, скорость за длинный спуск и на санках можно было набрать неплохую. Так что было чего испугаться, но я бы ни за что не показал, что боюсь, – перед другими стыдно.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Из 500 молодых рабочих и инженеров завода только 18 занимаются техническим творчеством. В чем же причина?
О модном увлечении с беспокойством и без восторгов
Повесть