31 октября 1632 родился Ян ван дер Меер ван Делфт (Ян Вермеер)
Ян Вермеер занимает в истории искусства особое место. Не основавший школы, не имевший ни учеников, ни последователей, он остался недосягаемой и одинокой вершиной в голландской живописи XVII века.
Вермеер оставил потомкам около сорока полотен, и все они великолепны. Но самое значительное из них — «Искусство живописи» из Венского музея. Самая загадочная картина, которой выпала непростая судьба.
Удивительное дело: имя Вермеера было забыто на долгие годы, и только благодаря счастливой случайности человечество вновь обрело возможность наслаждаться искусством великого голландца.
В 1842 году французский искусствовед и критик Теофиль Торе оказался в Гааге. Конечно же, первым делом он решил отправиться в городской музей, в Маурицхейс. И там, среди уже привычных его глазу натюрмортов и пейзажей в коричневых и бордовых тонах, он вдруг увидел картину, мимо которой пройти не смог. Какой потрясающий пейзаж! Типичный голландский городок. Только что прошел дождь, солнце проглядывает из за облаков, освещая мокрые крыши и стены домов. Кто этот художник, написавший столь восхитительное и современное полотно? На табличке было указано: Вермеер Делфтский «Вид города Делфта». И Торе тут же принялся разыскивать другие полотна Вермеера.
Таинственным голландцем заинтересовались и другие ценители живописи: братья Гонкур, Теофиль Готье и друг Флобера Максим Дюкан. В 1857—1859 годах появляются первые работы о забытом, но, несомненно, гениальном — в этом уже не было никаких сомнений — художнике. Слава Вермеера начинает свое триумфальное шествие по всему миру. Благодаря искусствоведам удается обнаружить и совершенно точно установить авторство почти сорока его картин.
Ян Вермеер родился в Делфте в 1632 году. В Нидерландах к этому времени царствовали бюргеры, для которых самое главное в жизни — методичное и неуклонное зарабатывание денег. В 1660 году француз Париваль писал о голландцах: «Они ненавидят дуэли, драки и споры и имеют обыкновение говорить, что богатые люди не дерутся».
Голландия богатела год от года. Быстро рос средний класс: ремесленники, хозяева мелких магазинов и лавок, врачи, архитекторы, священники, купцы, адвокаты и моряки. «Их общее благосостояние, — замечал другой современник Вермеера, француз, приехавший в Голландию, — объясняется тем, что каждый человек имеет больше, чем тратит, вернее, тратит меньше, чем зарабатывает». И деньги тратились не на публичные пышные празднества и демонстрации богатства, а на его преумножение, благотворительность, а главное, на обустрой ство своего дома, обеспечение комфорта и порядка.
Делфт, родной город Вермеера, маленький, уютный, с каналами и изящными мостиками, островерхими кирхами и красными кирпичными домиками, славился по всей Голландии своей чопорностью. Главные посты в городе занимали представители самых богатых и родовитых семейств, задававших тон жизни города: строгость нравов и соблюдение традиций.
Ян рос в семье почтенного делфтского бюргера. Вермеер-старший владел большим домом на центральной рыночной площади города, в котором располагались также небольшая гостиница и таверна. Кроме того, он занимался производством модного тогда шелка «каффа» и торговал картинами, пользовавшимися большим спросом у всех делфтцев.
Однажды кто то из приятелей отца дал Яну краски и холст. Мальчик попробовал рисовать, и занятие это ему чрезвычайно понравилось. А потом у Вермеера появился учитель — талантливый художник Карел Фабрициус.
В 1653 году Ян женится на Катерине Больнес, девушке из богатой католической семьи. У них один за другим рождаются одиннадцать детей. Чтобы всех прокормить, надо было зарабатывать деньги. Заказов хватало, но Вермеер не мог работать быстро, на заказ, — в основном он писал для себя и очень медленно. Поэтому до нас дошло так мало картин великого мастера, но все они — настоящие шедевры: «Девушка с письмом», «Уроки музыки», «Вид Делфта», «Девушка с жемчужиной» и другие картины, украшающие коллекции самых лучших музеев мира.
Персонажи его полотен — представители зажиточного купеческого сословия, его друзья и знакомые, приятельницы жены. Общество делфтских бюргеров откровенно угнетало Вермеера. А после смерти учителя и друга Карела Фабрициуса, единственного человека, с которым можно было откровенно говорить о жизни и о живописи, ему стало совсем одиноко.
В 1665—1666 годах художник создает свое самое значительное и самое сложное полотно — «Искусство живописи».
В этой картине нет ничего случайного, все подчинено продуманному и четкому плану. Она наполнена множеством символов и намеков, и уже не одно столетие искусствоведы разгадывают загадки этого полотна.
Перед нами мастерская художника. За стенами идет шумная жизнь, а здесь — тишина. Ровный свет озаряет комнату, изящную бронзу люстры, которую венчает двуглавый орел Габсбургов, и висящую на стене огромную карту голландских провинций. Отсутствие свечей в люстре намекает на закат испанской ветви этой монархической династии, ведь в 1648 году Северные провинции Нидерландов получили независимость от Испании. А на карте линия сгиба показывает границу между протестантской Голландией и католической Фландрией, все еще остававшейся под властью Испании. Мы видим, как работает художник: наметив план композиции, он начинает тщательно выписывать деталь за деталью, и первое — лавровый венок, символ триумфа, победы. На столе — гипсовая маска, тяжелые ткани. Перед художником — натурщица в странном голубом одеянии, голова ее украшена венком. Скорее всего, девушка должна изображать какую нибудь героиню античных мифов, наверное, музу истории Клио. Но как то неловко эта «Клио» держит огромный фолиант (том Фукидида), в который записывает героические деяния, и длинную медную трубу. Возможно, так Вермеер хочет сказать, что главный вдохновитель художника — история деяний человечества. Художника Вермеер посадил к нам спиной. Мы чувствуем уверенность и спокойствие, исходящие от всей его фигуры. Этот человек знает что делает и, конечно же, знает себе цену. Герой картины — Художник, Творец, это некий обобщенный образ служителя Красоты, продолжателя великих мастеров прошлого: Яна ван Эйка, Рогира ван Вейдена, Ханса Мемлинга и других.
В 1672 году началась Франко-голландская война. Интерес к живописи у бюргеров упал, и Вермеер вынужден был за бесценок продавать все закупленные им ранее картины. Большой семье пришлось переселиться в крошечный домик.
В последние годы своей жизни Вермеер мало писал. Тяжелобольной, обремененный огромной семьей, он изо всех сил старался хоть как то прокормить детей. Но с полотнами, которыми он дорожил, художник не мог расстаться ни за какие деньги. И, конечно, среди них — «Искусство живописи».
15 декабря 1675 года Вермеера Делфтского не стало. Ему было всего сорок три года. На руках вдовы остались одиннадцать сирот и пачка векселей, которые требовалось оплатить как можно быстрее. Катерине Вермеер пришлось распродавать оставшиеся от мужа картины — его и других художников. Но зная, как важна была для мужа картина «Искусство живописи», она передала ее своей матери, чтобы исключить полотно из распродажи в пользу кредиторов. Но тут в дело вмешался душеприказчик Вермеера Антони ван Левенгук, оспаривавший законность передачи картины теще художника, и картина все таки ушла из семьи.
Потом полотно не раз меняло хозяев. В 1808 году оно оказалось в Вене, в коллекции барона Готфрида ван Свитена, а в 1813 году его приобрел граф Иоганн Рудольф Чернин. Все тогда считали эту картину работой Питера ван Хоха (для убедительности на ней даже изобразили фальшивую подпись Ван Хоха). Граф Чернин, представитель одного из самых знатных семейств Австро-Венгрии, обожал живопись и тщательно собирал коллекцию картин, для которой незадолго до смерти в 1845 году даже оборудовал в своем городском особняке галерею. Полотно приписывалось ван Хоху вплоть до 1860 года, до тех пор пока Торе не определил его как работу Вермеера. Тогда все любители искусства узнали об «Искусстве живописи», а его рыночная ценность резко возросла.
Более ста лет картина хранилась в семействе Черниных. Но в 1932 году скончался старый граф Франц Чернин, и его имущество было поделено между двумя наследниками — один из них, граф Ойген Чернин, получил все собрание Черниных, за исключением вермееровского полотна (коллекция картин оценивалась в 250 тысяч шиллингов), и право на 25 % стоимости «Искусства живописи». Остальная часть стоимости картины по завещанию принадлежала второму наследнику графа Франца, графу Яромиру Чернину. Вермееровское полотно тогда оценивалось уже в миллион шиллингов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Картина Жака Луи Давида «Смерть Марата»
25 февраля 1841 года родился Пьер Огюст Ренуар
10 февраля 1938 года родился Георгий Александрович Вайнер
26 октября 1880 года родился Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый)
14 августа 1867 года родился Джон Голсуорси
Репортаж с соляных приисков озера Баскунчак
В ЮАР едет цирк. Самый восхитительный, дорогой, яркий, волшебный и невероятный цирк в мире. Это Кубок мира по футболу
Семь дней в аду безбрачия