Недосягаемый и одинокий

  • В закладки
  • Вставить в блог

Граф Яромир, будучи весьма предприимчивым и практичным человеком, предпочел старому полотну живые деньги. Получив наследство, он тут же попытался продать картину (с согласия второго владельца). Сначала обрабатывал американского миллионера Эндрю Меллона, известного собирателя картин старых мастеров. Но когда Меллон уже был согласен купить Вермеера (и заплатить далеко не маленькую сумму), сделка сорвалась, так как графу Чернину не удалось обойти австрийские законы, запрещавшие продажу художественных ценностей такого уровня в зарубежные собрания.

В 1938 году, после аншлюса, Австрия стала частью Третьего рейха. Теперь можно было продавать картину немецким коллекционерам. И однажды Чернину нанес визит некий господин Филипп Реемтома. Ему очень хочется стать владельцем этого великого полотна, заявил он. Более того, он готов заплатить за него так, что господин граф останется доволен. Сошлись на сумме в два миллиона рейхсмарок. Скорее всего, за этим господином Реемтомой стоял Генрих Геринг, страстный коллекционер живописи и большой любитель Вермеера. Но об этих переговорах узнал Гитлер. Конечно же, великое полотно Вермеера должно быть в его собрании, в Музее фюрера в Линце! (Кстати, в коллекции Гитлера была еще одна картина Вермеера, «Астроном», отобранная у Ротшильдов.) По-видимому, граф Чернин просто не смог отказать такому покупателю, как Гитлер. И он согласился продать свое сокровище за 1,56 миллиона рейхсмарок, то есть за сумму, меньшую той, что обещал ему Реемтома. Он даже написал вождю Германии благодарственное письмо. Сейчас его наследники и их адвокат оправдывают его поступок: продажа картины Гитлеру была вынужденным шагом. Если бы, говорят они, Чернин не согласился, картину просто бы отобрали, а семью отправили в концлагерь, ведь жена графа была наполовину еврейка. Другое дело, что продажа картины не спасла Чернина от репрессий — позже у него отняли все имущество, а самому ему пришлось провести три месяца в гестапо.

В 1944 году, понимая, что война проиграна, немцы спрятали коллекцию фюрера в соляных шахтах Альтаусзее. Там ее и нашли весной 1945 года специальные части американской армии. Американское командование официально заявило, что картина Вермеера принадлежала Гитлеру.

«Искусство живописи» отвезли в Вену, и в том же 1945 году оно вместе с другими возвращенными шедеврами было выставлено в Венском музее истории искусств.

Чернин пытался отвоевать картину, но безуспешно — австрийские власти утверждали, что доказательств «продажи под давлением» у графа недостаточно. На суде, состоявшемся в Вене, было показано то самое благодарственное письмо, которое Чернин отправил Гитлеру и где в изысканных выражениях граф выражал свое удовлетворение ценой и уверенность, что «картина принесет фюреру истинное наслаждение». В 1958 году полотно Вермеера получило официальный статус собственности Венского музея.

После смерти графа Яромира в 1966 году его наследники продолжили борьбу за картину — они поручили австрийской юридической компании Wolf Theiss ведение дела о реституции их прав на полотно. Сегодня их вдохновляет то, что после изменения австрийского законодательства (в 1998 году) бывшим владельцам было возвращено более десяти тысяч произведений искусства, и среди них картины таких мастеров, как Климт и Мунк. По оценкам экспертов, стоимость вермееровского шедевра составляет несколько сотен миллионов фунтов стерлингов. Адвокат Андреас Тайсс, представляющий интересы наследников графа Чернина, уверен, что добьется возвращения полотна в семью.

По поручению министерства культуры Австрии сейчас все обстоятельства дела проверяют историки искусства Сусанна Хехенбергер и Моника Лошер. Их доклад будет изучен специальным советом, который и даст правительству окончательную рекомендацию — передать «Искусство живописи» наследникам Чернина или оставить его в Венском музее. Решение будет принято в этом году.

 

«Искусство живописи», или «Мастерская художника»

  • В закладки
  • Вставить в блог

читайте также

Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой теме

Гентский алтарь

Чудо бельгийского собора Святого Бавона

Фредерик Базиль

Картина «Мастерская художника на улице Кондамин»

Плач на огненном коне

Эта картина - одно из самых известных полотен Третьяковской галереи. А ведь в России ее не видели почти сорок лет – с 1914 по 1950 год!

в этой рубрике

Библиотека Владимира Высоцкого

25 июля1980 года ушел из жизни Владимир Семенович Высоцкий

Любовь как смысл жизни

10 ноября 1623 года родилась Анна де Ланкло (фр.Ninon de Lenclos)

Свобода на баррикадах

18 марта - День Парижской коммуны

в этом номере

Лысая голая палка

Семь дней в аду безбрачия

Белая гвардия

Репортаж с соляных приисков озера Баскунчак

Всенощный фейсконтроль

Православных ночных клубов в России не будет