Не только диплом…

Михаил Казаков| опубликовано в номере №1320, май 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Уже после первого «вливания» наших выпускников в институты Дальневосточного научного центра АН СССР его руководитель академик Николай Алексеевич Шило шутливо заметил: «...Они для нас если и не тайфун, то что-то близкое к нему!... Впрочем, как гласит пословица, щуку пускают в пруд, чтоб караси не дремали!»

Но вы знаете, Володя, в том, что МФТИ сейчас устраивает наборы студентов в Челябинске и Красноярске, в Хабаровске и Владивостоке, что деятельность нашей заочной физико-технической школы (удостоенной, кстати, премии имени Ленинского комсомола) стала явлением государственного масштаба, я вижу заслугу в первую очередь нашей комсомольской организации. Ведь на ее плечах существует эта школа, только благодаря «общественным началам» мы находим своих потенциальных студентов за несколько лет до того, как они придут сдавать экзамены, и заранее готовим их к будущей работе. Примерно каждый третий поступающий к нам – это «продукт» нашей заочной физико-технической школы.

Забота о других формирует личность в не меньшей степени, чем непосредственное участие в процессе исследования. Мне кажутся очень уместными здесь слова Гете: «Наследовать достоин только тот, кто может к жизни приложить наследство».

Обаяние личности физтеховца, его способность, не считаясь со временем (которого у него, вообще говоря, просто нет), возиться с младшими – могучий фактор, формирующий репутацию вуза. Не случайно наша школа успешно соперничает с колмогоровским интернатом при МГУ, хоть он и «очный». Большое число выпускников интерната из года в год поступает к нам.

В СССР 2560 станций и клубов юных техников, 460 республиканских, областных и городских научных обществ учащихся.

В. ЗЕРНОВ. У нас на факультете общей и прикладной физики за последние пятнадцать лет все комсомольские секретари – оттуда, из этой школы.

О. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. И это тоже важно, когда комсомольский вожак сам прошел через физматшколу и понимает, что нужно возвращать вложенное в тебя не через годы, а уже сейчас.

Ведь все эти наши хлопоты с рассылкой задач и методичек, ответами на вопросы любознательных ребят, проверка присылаемых решений, каждое из которых требует не просто оценки, а подробного разбора, не что иное, как выполнение нашего великого долга перед небольшими городками и селами, дающими нам очень, очень много способных ребят... Перед вашей, Володя, Красной Яругой на Белгородчине...

В. ЗЕРНОВ. И перед вашими, Олег Михайлович, Ливнами Орловской области.

О. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. Да, и перед моими Ливнами. Мы можем гордиться, что школы, куда попадают наши методические разработки по физике и математике, оказывают большую помощь учителю.

Многое, конечно, зависит от увлеченности учителя собственным предметом, от степени его интереса к собственным ученикам. Но, исходя из имеющегося опыта, можно утверждать, что существует прямая зависимость между реакцией на наши разработки и уровнем профессионализма учителя.

Помню, в шестьдесят первом году МФТИ впервые провел физико-математическую олимпиаду во всех крупных городах страны. Для небольшого вуза операция очень непростая... Потом ее два года не было. И все решило письмо из Баку со многими подписями и просьбой провести олимпиаду хотя бы только там. Присоединились Одесса и еще несколько городов. А дальше олимпиада снова стала всесоюзной.

В. ЗЕРНОВ. Инициативе снизу была придана организационная форма, и сейчас в нашей заочной физико-технической школе учатся шесть с половиной тысяч школьников. С ними работают более сотни аспирантов и около шестисот студентов.

Кроме того, наши комсомольцы помогают сотням городских и сельских школ в организации физических и математических кружков, факультативов.

Представляете, Олег Михайлович, как мне было обидно, попав на физтех, узнать, что я был где-то рядом с этой «сетью», дающей МФТИ каждого третьего студента, и не попал в нее.

Более 800 молодых ученых и специалистов удостоены звания лауреата премии Ленинского комсомола в области науки и техники.

О. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. Но, думаю, вас немного успокоило известие, что в школе никто не получает никаких преимуществ, кроме преимущества «развиваться и знать больше». Конечно, преимущество немалое. Но ведь демократизм нашей системы отбора состоит в разветвленной системе «плюсов» и «минусов», позволяющих отдать предпочтение характеру и оригинальности, даже артистизму мышления, а не механически сложенной сумме баллов. Хотя набрать проходной балл уже само по себе – признак сильного характера.

В. ЗЕРНОВ. Все это правильно. У нас есть своя система отбора и работы, позволяющая достаточно полно выявить творческий потенциал личности. И сеть свою мы раскинули по всей стране, и с каждым годом она все чаще приносит хорошие «уловы»... Однако стал заметен отлив интереса у молодежи к точным наукам.

О. БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ. Да, отлив есть, от него никуда не деться. В значительной степени он порожден несбывшимися надеждами прошлых лет.

У себя мы этот отлив уже в значительной степени компенсировали поиском людей с сильными характерами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены