Неудачно завершают учебу курсы, распадаются студии, переживают кризисы театры и становятся «мертвыми» по причине всякого рода иждивенчества: «Кто-то сделает», «Я не обязан», «Это не мое дело», «Что мне, больше всех надо?» и т. д. и т. п. Исчезает общность. Мало-помалу театр обюрокрачивается, формализуется не только организационно, но, что более огорчительно, – творчески.
Учебный спектакль дает исключительную возможность открыть и почувствовать будущим артистам понятие студийности в конкретном, рабочем процессе.
Будущие артисты должны получить урок студийности. Получить своего рода «прививку» от эгоизма, иждивенчества, формализма. Тот, кто сердцем воспринял эту «прививку», становится в театре последовательным бойцом за живое, общее, коллективное.
Эту «прививку» Светлана должна была получить! Новая работа в кино отрывала ее от курса. Вот почему без особого энтузиазма я дал согласие на новое «совмещение».
Полностью в «Комедию ошибок» Светлана вошла позже других. Я видел, что она нервничает, огорчается оттого, что у нее долгое время роль не складывалась (да так по-настоящему и не сложилась), она чувствовала, но не понимала, что это какой-то новый этап в учебе, что я с педагогами решаю какие-то непонятные для нее задачи.
К концу работы Светлана, кажется, разгадала секрет и, несмотря на то, что она справедливо оставалась не удовлетворенной своей работой в роли, стала больше «болеть» за других, за «чужой» реквизит, «чужой» костюм, «чужую» роль – за общее целое.
Я решился рассказать о творческом начале Светланы Смирновой не потому, что мы являемся свидетелями рождения неповторимого таланта, а потому, что ее пример дает возможность подчеркнуть то, что мне представляется основным, – остаться верным своему началу, и это должно быть заботой на всю творческую жизнь художника.
Недавно у Светланы Смирновой родилась дочь!..
Еще одно начало. Пусть и оно будет удачным.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.