Сколько страданий, невзгод переживают родители и дети, преждевременно расставшиеся друг с другом?! Дети теряют больше...
Светлана оказалась в положении «звезды», которой могло грозить «угасание», если она совершит опрометчивый выбор...
Как бы ни был хорош кинорежиссер, киногруппа, сценарий, роль, все же создатели фильма вступают в творческий контакт на сравнительно короткий срок, и у режиссера фильма нет возможности подробно заниматься педагогическим и учебным процессом.
Я понимал, что даже удачный дебют в кино, еще» 2 – 3 роли не уберегут Светлану от возможного срыва, она быстро «выдохнется», так как и человечески и профессионально еще не окрепла. На это нужны годы!
Тревога моя была особой. Многие мои ученики рано начали сниматься в кино. Но когда Г. Тараторкин был приглашен Л. Кулиджановым сниматься в фильме «Преступление и наказание», а А. Шуранова в фильме С. Бондарчука «Война и мир», они уже были защищены иммунитетом школы, и я тревожился за творческий итог их работы в фильме, но страха, что кино выбьет их из седла, у меня не было. Жизнь в театре, мне представляется, по-своему закалила их, сделала стойкими. В связи с этим особенно ответственный в биографии артиста этап, когда надо войти в театр, не изменив ничему из того, что понято, прочувствовано в течение первых лет учебы.
Речь идет о том, что возьмет верх: театральная или околотеатральная мелочность, ерунда или верность студийной общности, в условиях которой можно заниматься творчеством...
Сколько одаренных молодых людей, неверно начав жизнь в театре, впоследствии мучаются разгадкой того, почему их творческая жизнь не состоялась, обещав так много.
К чести Светланы, это непростое театральное начало она прошла «благополучно». Я заметил, что на репетициях она внимательно и жадно наблюдала за работой ведущих артистов нашего театра.
Она училась у них – А. Шурановой, Н. Иванова, А. Хочинского, И. Шибанова – умению жить партнером и «дотошности» анализа, страстности и увлеченности репетиционной работой, умению слышать режиссера, товарищей по работе, любви к пробе, а не к разговорам.
Многие годы я ставлю в пример своим ученикам актрису нашего театра заслуженную артистку РСФСР Ирину Леонидовну Соколову, и не потому, что она талантливая актриса, а прежде всего потому, что она являет собой безукоризненный человеческий и театральный пример.
Всем своим поведением и в театре и в жизни она как бы создает условия для коллективного труда. Она свободна в творчестве и не свободна от задач и требований коллектива. Ей удалось за пятнадцать лет «не привыкнуть» к театру. Она скромна и даже «тихоня», но ведет большую общественную работу, ее вроде бы и нет в театре, а театр без нее осиротел бы.
Светлане посчастливилось вслед за спектаклем «В гостях у донны Анны» работать с И. Соколовой в спектакле по сказке Ф. Зальтена «Бемби», где ей была поручена одна из главных ролей – Фалины.
Мне показалось, что Светлана не только и, может быть, даже не столько училась у Соколовой мастерству, сколько пыталась «разгадать» человеческий стиль Ирины Леонидовны, который ей помогает жить в театре. А ведь жить в искусстве, как это ни парадоксально, чаще трудней, чем делать искусство.
Сказанное вовсе не означает, что «второе начало» – можно так назвать первые шаги в театре – Светланы Смирновой полностью состоялось. Далеко нет! Благополучная картина внешне не означает, что трудное второе начало завершено. Строго говоря, это начало должно продолжаться всю жизнь. Второе начало для Смирновой только начинается. Мне важно, чтобы это понимала и Светлана, и все ее товарищи по курсу, и те, кому еще предстоит пройти этот путь.
Осенью 1975 года Светлана пригласила меня, педагогов, сокурсников на просмотр кинофильма «Чужие письма», теперь уже получившего признание и принесшего студентке известность и премию за лучший кинодебют. У нас был праздник! Все, кто работал со Светланой над фильмом, говорили о ней хорошо и говорили искренне. Но больше всего меня порадовало то, что в фильме она осталась верна театральной школе.
Накануне нового, 1976 года Смирнова вместе с товарищами по курсу принимала поздравления театра в связи с премьерой спектакля «В гостях у донны Анны». Говорю об этом потому, что случай это был не ординарный, так как редко студенты 3-го курса входят в театр со своим спектаклем. За исключением двух возрастных ролей все роли в спектакле исполняли однокурсники Светланы.
Почти одновременно с началом работы над одним из дипломных спектаклей (В. Шекспир «Комедия ошибок») Светлана получила приглашение сниматься на киностудии «Мосфильм». Ей предстояло встретиться в ходе съемок с такими известными актерами, как Э. Гарин, И. Горбачев и др.
Я не без волнения дал согласие на эту работу. Меня тревожил предстоящий спектакль, и не потому, что без Светланы нельзя было обойтись, хотя ее участие определило многое, а потому, что учебный спектакль – это тонкий процесс, последовательный не только профессионально, но и морально.
Опыт говорит, что именно в период создания учебного спектакля студенты учатся понимать и ценить студийный принцип работы. И не случайно именно атмосферой студийности, особым духом общности отличаются многие студенческие спектакли, и в этом я вижу их серьезное преимущество перед иными профессиональными спектаклями, иной раз с участием даже хороших артистов.
Учебные спектакли в итоге и в процессе работы ценны общим чувством ответственности за все, за каждого.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.