На родной Волге

Николай Бобров| опубликовано в номере №518, декабрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

15 декабря Советская страна отметила десятилетие со дня гибели великого лётчика нашего времени В. П. Чкалова. Мы печатаем главу из новой книги писателя Н. Н. Боброва. В этой главе рассказывается о последнем приезде Чкалова в его родное село.

... Шла осень 1938 года.

На аэродроме пахло мокрой травой. Шумел осенний дождик. Даже в такую погоду Валерия Павловича тянуло на аэродром. Но нужно было ехать отдыхать. Приказано отдыхать. Чкалов отправился на Волгу, в родное село Василёво.

Валерий Павлович приехал домой внезапно: он любил неожиданности.

Наталья Георгиевна сидела на террасе.

- Воленька! - воскликнула старуха и побежала навстречу сыну: - Да как же ты добрался в такую-то грязищу?..

... Вечерело. Валерий, вдыхая влажный воздух, смотрел на знакомые ему приволжские дали. Солнце, задёрнутое облаком, висело низко над землёй. Наступавшие сумерки незаметно сглаживали краски угасающего дня. Волга потемнела, черты лугового берега быстро терялись. Похолодало. Было что-то томительное в этой немой, чарующей красоте. Валерий, сидя на террасе, вдруг ясно осознал, что именно с Волгой связаны его первые думы о патриотическом долге, о русском народе.

... Потекли дни без забот, полные отдыха, веселья в кругу односельчан.

Иногда, сидя на обрыве, Чкалов обдумывал свои лётные планы. Даже в этих думах, как ему казалось, он находил отдых. Часто, когда он усаживался на скамейке в берёзовой рощице, к нему подходили односельчане. Начиналась беседа. Валерий Павлович рисовал будущее Василёва.

- Вот здесь, на Воскресенской горе. Дом культуры построим, парк разобьём, - Чкалов показывал на широкие луга, простиравшиеся в необозримую даль. - А тут вот я построил бы высокую каменную лестницу, прямо к Волге... А вон видите перекатную будку? Вон-вон, за бугром. Мне кажется, здесь должна быть водная станция. И летний павильончик, конечно. Мы же волгари! - Валерий Павлович широко улыбнулся.

Рядом с ним сидел пожилой старичок в поношенной шапке-ушанке. Он не принимал участия в разговоре. Изредка он теребил свою реденькую бородку, искоса бросая взгляд на Чкалова. Глаза у него были маленькие, подвижные.

- Жизнь - хорошая штука, - сказал, шутя, Чкалов и похлопал старика по плечу. - Верно, дед?

Старик смолчал. Но когда они остались вдвоём, тот обратился к Чкалову:

- Скажи по секрету, Валерий Павлович, когда летаешь, много хлеба-то берёшь с собой в дорогу?

Чкалов улыбнулся тепло, снисходительно, понимающе.

- Я. отец, хлеба не беру с собой в полёт...

- Чем же питаешься-то?..

- Если далеко лечу, - ответил Чкалов, - беру с собою шоколад, апельсины.

Старик недоверчиво посмотрел на Валерия Павловича, уклончиво покачал головой.

- Ну, уж это, брат, того, - проговорил он, - не ври. Без хлеба-то много не налетаешь...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены