«Принцип расчета» варьируется его приверженцами по - разному. Вот один из вариантов.
Милиционер - регулировщик ценой своей жизни спас пожилую женщину, едва не попавшую под трамвай. Нашелся человек, который поставил «философский вопрос» о целесообразности такого поступка. Стоило ли спасать женщину? Ведь она уже старая, прожила свою жизнь, а регулировщик - молодой парень, только еще начинал жить...
Я подумал: что могла почувствовать старая мать этого «философа», если бы услышала его слова? И как бы он поступил, если бы увидел мать в положении потерпевшей? Наверное, со спокойным сердцем он сказал бы: «Дорогая мама, давай будем руководствоваться интересами общества и научными принципами. Извини меня. Тебе так или иначе жить осталось немного. Погибай. Не потому, что я не хочу тебя спасти, а потому, что моя жизнь по сравнению с твоей более значительна».
Один учитель бросился в реку и спас ценой своей жизни тонувшего ребенка. Ребенку жить да жить! Надо было его спасать? «Нет, - рассуждает теоретик «расчета», - ребенок еще слишком мал. Неизвестно, что за человек из него вырастет». Или: «Один жив, а другой все равно погиб. Какой же смысл в таком спасении?» И еще: «Если тот, кто гибнет, слабее меня по общему развитию и ниже по образованию, то зачем мне приносить себя в жертву?»
Если следовать этим рассуждениям, то бойцы, ценой своей жизни спасавшие на поле боя раненых друзей, поступали просто глупо. Если друг уже истек кровью и боец жертвует собой лишь для того, чтобы спрятать от врага тело товарища, боец поступил, мол, необдуманно...
Видите, вопросы жизни и дружбы расчетливые эгоисты решают на счетах. Честно говоря, я никогда не стал бы телохранителем ни у одного из таких людей. Интересная логика: «Тебе разрешено спасать меня, но мне спасать тебя не положено»!
... Полыхает пламя. Надо спасать человека, речь идет о жизни и смерти...
«Быстрей бросайся в огонь!» - велит сердце.
«Подожди! - говорит «я». - Разреши мне сделать расчеты».
«Она уже стара!»
«Он еще мал!»
«У меня более передовое мировоззрение, чем у него!»
«Его служебное положение ниже, чем мое!»
А человек погиб.
Индивидуалисту жизнь дорога, но дорога она только тогда, когда эта жизнь его собственная.
Некоторые индивидуалисты все же соглашаются с тем, что самопожертвование во имя спасения другого имеет смысл, но жертва во имя спасения общественного имущества ничем не оправдана. Любую погибшую материальную ценность можно восстановить, а жизнь человека восстановить нельзя.
Действительно, погибшую материальную ценность можно восстановить. Можно заново построить разрушенный завод, снова возвести взорванную гидростанцию... Но мы, люди, можем ли мы забывать о великих жертвах, которые принесло человечество, вырывая у природы материальные блага? Забыть об этом - значит не ценить человеческой крови и пота... Только индивидуалисты не ценят усилий, направляемых людьми на создание материальных благ, потому что, кроме своей жизни, им ничего не дорого, даже жизнь народа.
Некоторые рассуждают так: есть знаменитые герои, которые своим подвигом, ценой своей жизни воодушевляют миллионы людей, ведут их вперед и, конечно, принесли своей смертью больше пользы, чем если бы остались живыми. Ну, а как быть с теми героями, которые совершили свои подвиги безвестно? В чем смысл их жертвы?
Прославленные герои - это представители многомиллионной массы безыменных героев. Они раздувают в народе революционный задор, поднимают его мораль, двигают вперед наше революционное дело. Но если бы у них не было десятков тысяч безымянных последователей, разве наше дело могло бы победить?
Величие героя в том, что он, совершая подвиг, отбрасывает все личное, все, что связано с его прижизненной и посмертной славой.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Неизвестная запись Эрнста Тельмана