Мы любим жизнь...

Вэй Вэй| опубликовано в номере №777, октябрь 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Принцип расчета» варьируется его приверженцами по - разному. Вот один из вариантов.

Милиционер - регулировщик ценой своей жизни спас пожилую женщину, едва не попавшую под трамвай. Нашелся человек, который поставил «философский вопрос» о целесообразности такого поступка. Стоило ли спасать женщину? Ведь она уже старая, прожила свою жизнь, а регулировщик - молодой парень, только еще начинал жить...

Я подумал: что могла почувствовать старая мать этого «философа», если бы услышала его слова? И как бы он поступил, если бы увидел мать в положении потерпевшей? Наверное, со спокойным сердцем он сказал бы: «Дорогая мама, давай будем руководствоваться интересами общества и научными принципами. Извини меня. Тебе так или иначе жить осталось немного. Погибай. Не потому, что я не хочу тебя спасти, а потому, что моя жизнь по сравнению с твоей более значительна».

Один учитель бросился в реку и спас ценой своей жизни тонувшего ребенка. Ребенку жить да жить! Надо было его спасать? «Нет, - рассуждает теоретик «расчета», - ребенок еще слишком мал. Неизвестно, что за человек из него вырастет». Или: «Один жив, а другой все равно погиб. Какой же смысл в таком спасении?» И еще: «Если тот, кто гибнет, слабее меня по общему развитию и ниже по образованию, то зачем мне приносить себя в жертву?»

Если следовать этим рассуждениям, то бойцы, ценой своей жизни спасавшие на поле боя раненых друзей, поступали просто глупо. Если друг уже истек кровью и боец жертвует собой лишь для того, чтобы спрятать от врага тело товарища, боец поступил, мол, необдуманно...

Видите, вопросы жизни и дружбы расчетливые эгоисты решают на счетах. Честно говоря, я никогда не стал бы телохранителем ни у одного из таких людей. Интересная логика: «Тебе разрешено спасать меня, но мне спасать тебя не положено»!

... Полыхает пламя. Надо спасать человека, речь идет о жизни и смерти...

«Быстрей бросайся в огонь!» - велит сердце.

«Подожди! - говорит «я». - Разреши мне сделать расчеты».

«Она уже стара!»

«Он еще мал!»

«У меня более передовое мировоззрение, чем у него!»

«Его служебное положение ниже, чем мое!»

А человек погиб.

Индивидуалисту жизнь дорога, но дорога она только тогда, когда эта жизнь его собственная.

Некоторые индивидуалисты все же соглашаются с тем, что самопожертвование во имя спасения другого имеет смысл, но жертва во имя спасения общественного имущества ничем не оправдана. Любую погибшую материальную ценность можно восстановить, а жизнь человека восстановить нельзя.

Действительно, погибшую материальную ценность можно восстановить. Можно заново построить разрушенный завод, снова возвести взорванную гидростанцию... Но мы, люди, можем ли мы забывать о великих жертвах, которые принесло человечество, вырывая у природы материальные блага? Забыть об этом - значит не ценить человеческой крови и пота... Только индивидуалисты не ценят усилий, направляемых людьми на создание материальных благ, потому что, кроме своей жизни, им ничего не дорого, даже жизнь народа.

Некоторые рассуждают так: есть знаменитые герои, которые своим подвигом, ценой своей жизни воодушевляют миллионы людей, ведут их вперед и, конечно, принесли своей смертью больше пользы, чем если бы остались живыми. Ну, а как быть с теми героями, которые совершили свои подвиги безвестно? В чем смысл их жертвы?

Прославленные герои - это представители многомиллионной массы безыменных героев. Они раздувают в народе революционный задор, поднимают его мораль, двигают вперед наше революционное дело. Но если бы у них не было десятков тысяч безымянных последователей, разве наше дело могло бы победить?

Величие героя в том, что он, совершая подвиг, отбрасывает все личное, все, что связано с его прижизненной и посмертной славой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены