Муза плача

Майя Орлова| опубликовано в номере №1733, март 2009
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Не случалось разлуки бездонней,

Лучше б сразу тогда — наповал...

И, наверное, нас разлученней

В этом мире никто не бывал».

Даже в семьдесят лет Ахматова писала о любви с такой энергией, с такой нерастраченностью душевных сил, что молодые поэты могли ей только позавидовать. Те самые, которые собирали полные стадионы поклонников, за чьими книгами современники гонялись, записывались в очередь. Кто вспомнит теперь строки, которые тогда цитировались направо и налево? Кто будет перечитывать – с прежним пылом и восторгом! – изданные тогда стихи?

Второе признание пришло поздно. Еще чуть-чуть, и стало бы посмертным. В начале шестидесятых годов ей была присуждена Международная Итальянская премия, присвоено звание Почетного доктора Оксфордского университета. Удалось снова услышать звуки итальянской речи – побывать в Риме и на Сицилии, поехать на родину Шекспира, увидеть британское небо и Атлантику, повидаться со старыми друзьями и еще раз посетить Париж.

Жизнь удалась? Да, но…

Но после возвращения из-за границы в «Трилистнике московском» Анна Ахматова написала о себе вещие слова:

«Случится это в тот московский день,

Когда я город навсегда покину

И устремлюсь к желанному притину,

Свою меж вас еще оставив тень».

Она действительно умерла в Москве, хотя отпевали ее по православному обычаю в Никольском Морском соборе Ленинграда.

Ахматову похоронили не среди поэтов и писателей на Литературных мостках Волкова кладбища, а на маленьком и скромном кладбище пригородного поселка Комарово. Наверное, хотели унизить, на самом деле – выделили и возвысили. Теперь уже навсегда.

Хорошо знавший ее поэт, переводчик, литературовед Лев Озеров писал в те дни:

«…Завершилась большая жизнь и большое творчество Анны Ахматовой. Ее смерть остановила часы «Серебряного века». Начинается, уже началось ее бессмертие...»

Жизнь Ахматовой обернулась легендой. Легендой о вечной женственности и вечной любви.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Бабушкин балет

История о том, как шведский режиссер выпустил на сцену обычных старушек вместе с танцорами-профи

Кровавая графиня

Елизавета Батори

в этом номере

Многоликая Россия

Какие народности населяют нашу страну

Эдмунд Шклярский: «Я – египтянин»

Самый загадочный певец русского рока – о любви, живой виолончели и праздниках