Что общего между Александром Пушкиным и Михаилом Лермонтовым?
…Этих двух гениальных людей объединяла целая череда удивительных совпадений. Оба родились в Москве, но известность получили в Петербурге. Оба – из старинных дворянских родов у обоих экзотические иностранные предки (эфиоп Ганнибал у Пушкина, шотландец Лермонт у Лермонтова). Оба опубликовали свои первые стихи в пятнадцать лет. Оба побывали в ссылке из-за своих произведений. И оба были завзятыми дуэлянтами.
Короче говоря, их судьбы во многом совпали, иногда даже до мелочей.
Первая публикация Пушкина – «К другу-стихотворцу» в журнале «Вестник Европы» в 1814 году была подписана «Александр Н.к.ш.п.», то есть фактически была анонимной, – лицейские правила не допускали публикаций под собственным именем. Для юного поэта это не имело значения: достаточно широкий круг его однокашников по Лицею, их родственники и приятели были в курсе событий. Так что, Александр продолжал творить, не прячась больше за анаграммами.
Лермонтов в сентябре 1830 года тоже анонимно опубликовал стихотворение. Это была «Весна», в журнале «Антей». Но никаких откликов на свое произведение не услышал, оскорбился и в последующие почти шесть лет писал исключительно «в стол», даже не делая попыток что-то опубликовать.
Исключение составляли записи в альбомы светских красавиц, но что серьезного мог туда написать Лермонтов? Разве что, лишний раз подчеркнуть свое, мягко говоря, негативное отношение к радостям жизни.
В 1820 году Пушкин под видом служебного перемещения был сослан на юг: дело не в том, что императору Александру надоели его эпиграммы, а в том, что поэт исхитрился оскорбить высшее духовенство России.
Наказание, впрочем, оказалось достаточно мягким, – никто не мешал ему публиковать новые стихи и поэмы, а также получать за них деньги от издателей, – хотя шум вокруг «тирании» и «гонений» был поднят немалый.
Служить на Кавказ Лермонтов был переведен в феврале 1837 года за стихотворение «На смерть поэта». И тоже весьма дешево отделался: в стихотворении содержался прямой призыв к свержению самодержавия и физической расправе над царедворцами.
И снова те же крики «прогрессивной общественности» насчет «тирании», хотя поэт провел на Кавказе меньше года: в начале января 1838 года он уже был в Петербурге и публиковал свои произведения. Правда, достаточно безобидные: «Песню про купца Калашникова», «Тамбовская казначейша», «Дума», «Три пальмы»… Обратно на Кавказ, судя по всему, не хотелось.
В 1824 году Пушкин, достаточно накуролесивший в своей «южной ссылке», был официально уволен со службы и до1826 года выслан в село Михайловское под полицейский надзор. Император оказал этим немалую услугу российской поэзии, дав опальному поэту возможность сосредоточиться на творчестве. Заодно, кстати, уберег его от ссылки в Сибирь, поскольку Пушкин не смог бы остаться в стороне от заговора декабристов просто в силу своего характера, не говоря уже о дружеских связях.
Мудрено, однако, уберечь человека, если тот стремится к чему-то почти так же маниакально, как Пушкин искал – и находил! – поводы для дуэлей. Чудо вообще, что «солнце русской поэзии» дожило до роковой встречи с Дантесом. А всему виной… суеверность, доходящая до абсурда.
Про хрестоматийного зайца, отрезавшего Пушкину путь на Сенатскую площадь, всем известно. Гораздо менее известен тот факт, что сразу после выпуска из лицея Александр с неким приятелем отправился к модной в Петербурге гадалке. Та предрекла юному поэту смерть из-за женщины, которую он примет от белокурого человека на белом коне. Пушкин поверил, потому что его приятелю была предсказана скорая смерть – и тот через несколько дней действительно погиб.
С тех пор Пушкин в каждом блондине видел своего потенциального убийцу, даже если рядом не оказывалось ни одной женщины. Особенно он не любил кавалергардов и вообще конницу, поскольку там была слишком большая вероятность повстречать рокового блондина на коне соответствующей масти.
Пушкина вообще трудно было назвать приятным в общении человеком.
В молодости он не только стремился использовать малейший повод для вызова на дуэль, но даже откровенно провоцировал рискованные ситуации. Пребывание поэта в Кишиневе отмечено едва ли не десятком жестоких ссор и поединков, об одном из которых судачили многие.
На дуэли с офицером Зубовым, которого Пушкин обвинил в шулерстве, поэт, ожидая выстрела противника, безмятежно лакомился черешней и демонстративно плевал косточками в своего визави, чем, естественно, привел его в ярость. Возможно, именно поэтому Зубов промахнулся, а Пушкин отказался от своего права на выстрел и впоследствии красочно описал ситуацию в своей повести «Выстрел».
Вернувшись из ссылки, Пушкин не стал ни мягче, ни добрее к людям. Правда, с годами его бешеный темперамент немного охладился, да и женитьба на любимой женщине, признанной красавице, несказанно льстила самолюбию. Но эта женитьба стала еще одним «пунктиком»: в каждом мужчине, приближавшемся к Наталье Николаевне, поэт видел соперника, причем соперника счастливого.
А в год, предшествовавший роковой дуэли, Пушкин, по общему мнению, самым настоящим образом «искал смерти». Популярности в высшем свете Петербурга ему это не прибавило, а злой и насмешливый язык множил недоброжелателей не по дням, а по часам.
Количество неизбежно перешло в качество: доведенный до крайности, Пушкин вызвал на дуэль первого, кто подвернулся в этот момент под руку – своего шурина. История эта известна во всех деталях, нет смысла ее повторять. Увы, Дантес был блондином и ездил на белом коне. Пророчество гадалки сбылось.
Позже Дантес пытался заявить в свое оправдание, что он, во-первых, ни в коем случае не желал убивать родственника, целился в ноги, но «пистолет отдал», и пуля ранила Пушкина в живот. Затем выстрелил раненый Пушкин и, увидев, что противник упал, громко крикнул:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Легенда рок-сцены — о правде, «самости» и «гитаре-кормилице»
Почему трудно быть сыном известного художника, «Смене» рассказал Алексей Шмаринов
Может ли смена поколений проходить без конфликтов, и что связывает людей разного возраста между собой
Саша Васильев уверен, что, пока бабушки готовят по старым рецептам, связь поколений не прервется
комментарии
Не знала, что в жизненных путях Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Лермонтова такие совпадения имели место. Интересно было читать статью. Особенно интересно о жизни Пушкина. Не думала, что он был таким задиристым и таким не выдержанным человеком. Очень интересный факт.