Мцхета

Ия Месхи| опубликовано в номере №1254, август 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Была ли Великая Мцхета?

Выла, оказывается, была! Сначала мы это знали лишь по летописям, так сказать, бумажно, а теперь вполне можем и руками потрогать... Но прежде чем окунуться в нее памятью, зайдем с вами во Мцхету сегодняшнюю, довольно живописную и привлекательную.

Это место на земном шаре, если вы его не видели своими глазами, вошло в ваше воображение еще с детства вместе со строкой Лермонтова: «...Там, где, сливался, шумят...»

Да, именно там, «где, сливался, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», в этом остром треугольнике у слияния двух рек и стоит нынешняя Мцхета, районный городок с заботами главным образом сельскохозяйственными, совхозно-колхозными. Но есть в этом городке организация по имени МПАЭ, собравшая под свою сень несколько отрядов археологов. Как известно, археологи – люди уравновешенные, тихие, созерцательного ума и архинеторопливых действий. Знакомство с МПАЭ разбивает это стародавнее представление. МПАЭ ведет жизнь – да простится мне это сравнение, – подобную жизни оленей, полную тревог, постоянной настороженности и перескоков с одного места на другое.

И все это потому, что Мцхета раскинулась не где-то там, на отшибе, в идиллических местах, которых, кстати, становится на земле все меньше и меньше, а стоит она на самой оживленной в республике трассе, издавна именуемой Военно-Грузинской дорогой, вблизи столичного города Тбилиси. Столичный же город все тянет к себе и от себя так называемые коммуникации: то ему нужен газ или линии электропередач, то он протягивает нефтепровод от найденных в окрестностях Тбилиси месторождений, то переделывает шоссе или кладет еще одно полотно железной дороги; туристам нужна новая база, столичные жители хотят строить в живописных местах дома отдыха – оттого с пчелиным жужжанием облепили Мцхету бульдозеры и прочая землеройная техника!

И вот, пожалуйста, совсем недавно стали строить корпуса пансионата для сотрудников исследовательского института и наткнулись под землей на каменные насыпи. Давайте сюда археологов! Что это? Погребения. Одно за другим. Более шестидесяти. А в них – бронза, оружие, костяные изделия, керамика. Но стройка есть стройка, она не может стоять. И тогда археологи, развивая, по их мнению, бешеную скорость, достали бесценные для истории предметы из всех могильников и «выторговали» себе право оставить самое богатое погребение для более детальных исследований. Мы его видим сегодня под наспех сколоченным укрытием. Кроме изделий из металла, в нем 47 керамических сосудов такого высокого мастерства и вкуса, что просто захватывает дух. Решено неторопливо раскопать это последнее убежище знатного человека, существовавшего, видимо, 33 столетия томуназад. А потом «срезать» могильник и перенести его в помещение для сохранности и демонстрации.

...Или возьмем дело, связанное со строительством новой диспетчерской в хозяйстве мцхетских железнодорожников. Сегодня свежеоштукатуренное здание диспетчерской выглядит по меньшей мере забавно в окружении как бы игрушечных розовых домиков из керамических плит с желобчатыми черепицами. Никогда не догадаешься, что это не что иное, как могилы. И в таких домиках хоронили покойников в древней Мцхете. Археологи, которых, естественно, вызвали сюда, раскопали все вокруг, нашли рядом следы древнего керамического производства, отрыли стену, которая тянулась от подошвы Картлийской горы до берега Куры.

А в трехстах метрах от железнодорожной станции, в саду одного из мцхетских жителей, тоже в результате действий заступа и лопаты был найден памятник исключительного для Кавказа значения: богатый склеп времен эллинистического зодчества, со своими местными грузинскими отступлениями от эллинских канонов. Он освободился из-под земного плена, как гриб-боровик из-под мха, идеально сохранившийся, со всеми своими архитектурными деталями. Открылась и дыра, выдолбленная в двускатной каменной крыше, через которую грабители конца первого века нашей эры растащили главные ценности. Главные, но далеко не все. В склепе осталась уйма инвентаря, стеклянных флаконов, монет и дорогих украшений, свидетельствующих, что похоронена здесь исключительно богатая и знатная особа.

В самом центре Мцхеты начали строить кинотеатр, и тотчас раздался клич: срочно МПАЭ! Под толщей земли обнаружились древнейшие ворота Мцхеты. Сами ворота как таковые не остались. Может быть, сгнили, если они были из дерева. А если железные – переплавили их или завоеватели увезли как трофей. Но остатки стен со следами входных ворот археологи отрыли. Что же с ними делать? Снова забросать землей? Или оставить и перенести строительство на другое место? Решили не делать ни того, ни другого: ворота оставить и над ними возвести здание. Кинотеатр стал защитным навесом над археологическим памятником. И сидят сегодня мцхетцы в кино, глядя на экран, переживают сегодняшние страсти. А под ними – обнаженный кусок их давно прошедшей городской жизни. Там, у ворот, тоже, наверно, все кипело: воины держали осаду, вырывалась конница, входил торговый караван из дальних стран... Подобных случаев можно привести немало, но, думаю, читатель уже уверовал в тревожно-радостную, беспокойную, «новостроечную» жизнь МПАЭ. Земля Мцхеты оказалась начиненной археологическими памятниками, как слоеный пирог.

Знали об этом раньше?

Предполагали... Предвидели...

Это было более ста лет тому назад, точнее в 1867 году. Во время перетрассировки Военно-Грузинской дороги взрывали скалу около Мцхеты, на берегу Куры. И вдруг сверху свалилась большая тесаная плита из камня. На плите – надпись по-гречески. Цезарь Веспасиан Август оповещает о том, что он помог царю иберов (восточных грузин), Митридату, укрепить городскую оборонительную стену. Надпись датируется 75 годом нашей эры. Простояла она, очевидно, придавленная чем-то, на скале семнадцать столетий, после чего перекочевала в Тбилиси и сейчас находится в музее Грузии.

В те же годы и тоже в связи с прокладкой дороги на другом конце Мцхеты, у Арагвы, обнаружилось целое поле каменных ящиков – древних захоронений.

Так возник интерес к этим местам, началось первое самодеятельное раскапывание мцхетских древностей, первые, построенные на энтузиазме русских и грузинских историков-ученых научные работы. Они сыграли положительную роль для последующего массированного наступления на мцхетские недра в советское время, в конце тридцатых годов. Тогда в Грузии уже был филиал Академии наук СССР, имелись значительные научные силы. В разных концах Мцхеты были сделаны очень важные открытия для понимания не только истории этого города, но истории Грузии в целом.

Потом война, тяжелые послевоенные годы Мцхета со своими древностями отошла в тень. После войны обнаружились и другие очень интересные археологические объекты, в частности, в Западной Грузии, в Колхиде. Но разве можно забыть Мцхету? Там, конечно, продолжали копать, искать и находить.

Мцхета была объявлена городом-музеем, и с 1975 года здесь начала работать МПАЭ – Мцхетская постоянно действующая археологическая экспедиция института историй, археологии и этнографии Академии наук Грузии. Заметьте – постоянная, то есть такая, которая стала проводить широкомасштабные, планомерные и систематические раскопки в Мцхете и ее округе.

Можно ли сказать, что сегодня нам с Великой Мцхетой все ясно? До такого заявления еще, конечно, далеко, но черты этого города уже проступают из глубины веков.

На базе МПАЭ, среди большого разнообразного материала, найденного в раскопках последних лет, самое сильное впечатление произвела на меня маленькая скульптура: голова мужчины из розовой терракоты. Ее нашли в Карснисхевском погребении, поэтому я назвала ее про себя Карснели, человеком из Карсани, местности, которая входит в пределы Великой Мцхеты. Так я увидела наконец не глиняные горшки, не драгоценности, а лицо человека. Оно глянуло на меня «оттуда» из-под приспущенных век и улыбнулось чуть иронически. Несколькими штрихами, проведенными по мокрой глине, прежде чем отправить ее в обжиг, художник изобразил характер, то ли свой, то ли своего товарища, во всяком случае, какого-то достоверного лица. Думаю, что все-таки свой. Думаю, что этот человек был мастером по глине, гончаром. Иначе почему бы простой головке попасть в погребение?

И вот, увидев его, я стала постоянно обращаться мысленно к нему, человеку немолодому, некрасивому, незнатному, с колючим характером. Работяге, художнику, философу. К человеку, который когда-то жил на этой земле. Я спрашивала его: какая же была она, его Мцхета? Кем населена? И не просто же так, сразу, стала она великой, то есть большой и значительной?

Сначала здесь обитало какое-то племя или какие-то племена, занятые земледельческим трудом. Потом (а «потом» длилось века!) начало организовываться городское поселение. Ученые считают, что происходило это во второй половине II тысячелетия до нашей эры. Город рос, обстраивался. Вот и Вахушти, грузинский историк и географ XVDI века, пишет о нем: «...Его основал Мцхетос, Сын Картлоса, и назвал его своим именем. Затем он превратился в большой город, который называли матерью городов...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены