На выставке в чехословацком городе Брно ткань «Ариадна» производства нашего комбината завоевала золотую медаль. Ткань очень популярная, да вот, к сожалению, в магазинах достать ее непросто – выпускаем маловато... Если взять объем нашей лучшей продукции, удостоенной Знака качества, то он весьма высок – 35 процентов от всего выпуска тканей. Но эта же самая цифра говорит и о тех резервах, которые у нас есть, о том, что «потолка» в отношении качества работы мы еще не достигли. Не все резервы можно заложить заранее в производственный план: многие из них вскрываются уже в процессе работы, в ходе социалистического соревнования. Но вот в какой-то момент мы стали замечать, что наших работников перестал устраивать такой показатель в соревновании, как процент.
Как определяется победитель? Обычно по проценту выработки. У кого он больше, тот и впереди. Но всегда ли это объективно и убедительно?
Соревнуются две бригады (или две ткачихи). У первой выработка наибольшая, но часть ткани пошла вторым и третьим сортами. У другой выработка несколько ниже, но зато меньше второго сорта и вообще нет третьего. Как сопоставить их результаты? Могут сказать, что по каждой позиции надо начислять или убавлять баллы – и все в порядке. Все ли?
Это чересчур сложная и малопонятная система. Когда она существовала у нас на комбинате, многие рабочие четко не представляли, каким образом и за что начисляются баллы. Та система, которая действует на комбинате сейчас, главным показателем работы поставила рубль. Только-то и всего? Но не торопитесь с выводами...
Первыми начинали работать по-новому две комсомольско-молодежные бригады – помощника мастера Евгения Борисовича Забалуева из прядильного цеха и его коллеги Федора Борисовича Липатенкова из ткацкого; а теперь все соревнующиеся помощники мастеров имеют книжки с названием «Социалистические обязательства бригады на основе лицевого счета эффективности». Книжка содержит четыре, условно говоря, раздела.
Раздел первый: количество продукции. Здесь, разумеется, учитываются метры ткани, килограммы пряжи, но конечный результат записывается в денежном выражении – это стоимость сверхплановой или, наоборот, недоданной продукции. Когда началось соревнование на основе лицевых счетов, многие молодые помощники мастеров пошли на отстающие участки, и одним из первых был комсомолец Сергей Яшков. В новой бригаде он прежде всего привел в полный порядок станки, с карандашом в руке проанализировал работу каждой ткачихи и всей бригады по лицевым счетам эффективности. Результат – бригада стала победителем соревнования в честь 60-летия ВЛКСМ... Второй раздел – выпуск продукции первого сорта в сравнении с планом. Понятно, что стоимость первого и второго сортов неодинакова. Выпустила бригада 100 процентов ткани первым сортом – не потеряла ни копейки; каждый метр ткани второго сорта ухудшает экономические показатели бригады. Конечно, лицевой счет сам по себе еще не гарантия, что не будет второсортной продукции, исчезнет брак. Но лицевой счет активизировал всю систему управления качеством, в том числе и комсомольское звено в этой системе. Штабы качества стали не только регистраторами плохой работы, но начали непосредственно участвовать в ликвидации причин брака.
Вот, например, Наташа Бочарова работала на ткацких станках СТБ. Кто только не ругал ее за плохое качество ткани; этим заинтересовался комсомольский штаб качества, и после его вмешательства девушку перевели на станок «Новостав». И что же? Словно подменили Наташу. Ни одного нарекания, все получается. Или другой случай. Молодой ткачихе попался неудобный комплект – все станки в один ряд. Девушка нервничала, торопилась, нередко допускала брак. Комсомольцы из штаба качества предложили начальнику цеха переставить станки по-другому. Теперь ткачиха работает нормально.
Третий раздел лицевого счета – -использование сырья. Тут также действует закон разницы цен между сырьем и отходами. Все очень просто: меньше отходов – больше экономия. Увеличатся отходы – сведется на нет экономия от перевыполнения плана, повышения сортности. Вообще-то и прежде учитывалась экономия сырья. Но как? Только за весь квартал и по целому участку. Для помощника мастера, руководителя бригады это не было главным. Теперь экономия сырья стала наравне с другими показателями определять качество работы бригады.
Помнится характерный случай... У трех прядильщиц в конце месяца оказался перерасход сырья. Может, раньше на это не обратили бы особого внимания, но теперь забеспокоился и бригадир и вся бригада – ведь ухудшался общий лицевой счет. Выяснили причины: оказалось, прядильщицам попалась неважная партия сырья; кроме того, они не слишком регулярно чистили оборудование. И в довершение всего в цехе не соблюдался температурно-влажност-ный режим из-за плохой работы вентиляции. Заметьте: поиск причин начался по инициативе самой бригады...
И, наконец, четвертый, очень важный раздел – производительность труда и полученная от нее экономия.
До введения лицевых счетов, когда не всегда можно было учесть, какой ценой дается перевыполнение плана, помощнику мастера выгодно было держать в бригаде побольше людей. Нынче он задумывается: сокращение даже одного человека выльется в немалую экономию средств. Один из наших лучших бригадиров, Василий Александрович Кондрашкин, рассказывал, что ему самому работать стало интереснее, и такую же заинтересованность он чувствует в бригаде. Стараясь обходиться меньшим числом людей, он так организует работу, чтобы равномерно распределить нагрузку, наладить взаимозаменяемость. Например, если одной из прядильщиц предстоит заправка машины, он направляет ей в помощь всю бригаду. Вместе они проводят заправку в считанные минуты, а затем возвращаются по своим местам. Лицевые счета позволили увеличить число многостаночников, расширить зоны обслуживания – причем не за счет увеличения физической нагрузки, а за счет организации труда.
Поскольку все четыре раздела «приведены к общему знаменателю» – рублю, то в конечном счете несложно сделать простейший арифметический подсчет и вывести итоговую экономию или перерасход. Иначе говоря, общий показатель сделанной работы. И этот показатель – не просто цифра на бумажке, а стимул к повышению эффективности, качества, режима экономии. В нем учитываются все стороны деятельности рабочих, поэтому вокруг лицевых счетов сконцентрированы все виды материального поощрения. Премии за 1 – 3-е места в соревновании увеличились вдвое благодаря повышению эффективности и получению за счет этого дополнительной прибыли. Как видите, в лицевом счете все тесно взаимосвязано: человек – производству, производство – человеку...
Уже первые месяцы работы по лицевым счетам дали неожиданные результаты – в том смысле, что нам пришлось произвести определенную переоценку ценностей: те бригады, которые почти традиционно числились передовыми, показались в несколько ином свете, а бывшие вечно средними вдруг вырвались на первое место. Впрочем, так ли уж «вдруг»? Раньше, по «процентной системе», мы считали лучшей бригадой ту, которая дала большую выработку, то есть видели только конечный результат, а не средства, которыми он достигнут. Было, например, выпущено много ткани, но немало пряжи пошло в отходы, перерасходовано сырье, катушки, смазочные материалы. Даже в передовой бригаде Забалуева в первый месяц работы по лицевому счету выявились скрытые недочеты.
Чтобы работать по-новому, надо было и подготовку, учебу рабочих организовать по-новому. Для этого мы создали участки высокой эффективности. На них отрабатываются новые приемы и методы труда, реализуются творческие планы инженеров; эти участки становятся эталоном, школой передового опыта для рабочих всего комбината. Было бы ошибкой думать, что действующая система – нечто идеальное, навечно застывшее. Остановиться в развитии – значит, безнадежно отстать от жизни, которая постоянно ставит новые проблемы. В одиночку нам с ними трудно справиться, поэтому мы ведем постоянный обмен опытом между предприятиями, в котором активно участвует и наша молодежь. Например, ткачиха Татьяна Старостина, делегат ХУШ съезда ВЛКСМ, лауреат премии Ленинского комсомола, член ЦК ВЛКСМ, побывала на Ивановском камвольном комбинате, познакомилась со знаменитой ткачихой Валентиной Голубевой. Осмотрела ткацкий цех, быстро прикинула, что и у нас можно увеличить производительность труда, если расставить станки так, как у ивановцев. Вернувшись домой, пришла со своим предложением к заместителю начальника производства. Инженеры тщательно проработали Та-нино предложение, и она смогла расширить свою зону обслуживания с 10 до 12 станков.
Как-то «Смена» писала о проблеме наставничества в текстильной промышленности («Вокруг новичка,» 1978 г., № 12). Напомню коротко ее суть: в наставники к молодым обычно прикрепляют лучших работниц, но ведь у лучших – самые высокие планы, обязательства, и поэтому им не хватает времени заниматься с новичками. У нас такой проблемы нет. Опытная работница всегда трудится рядом с новенькой, в любой момент объяснит, что нужно, поможет. А главное – она лично заинтересована в работе подшефной, поскольку в лицевом счете самое важное – общий бригадный результат.
Лицевые счета позволили нам определить конкретный вклад комсомольцев в общее дело.
Например, в прошлом году комсомольский фонд экономии составил 125 тысяч рублей. Сейчас все 37 комсомольско-молодежных бригад трудятся по лицевым счетам эффективности. Семь из них обязались выполнить пятилетний план к 110-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.