В кухне на табуретках две деревянные квашни.
Одна — с пшеничным замесом, другая — с ржаным. Тесто уже подошло и готово к разделке. Сначала пекут ржаной; состав строгий — мука, соль, закваска. Можно немного солода для особого вкуса добавить. Старики говорят: «Духовитость ржаного — в закваске таится, в опаре силу набирает, в тесте — созревает».
...А самое первое дело, конечно, мука, мельница.
В большой белорусской деревне Мотоль все «выдающиеся» постройки — на площади. Дворец культуры, в котором место нашлось и правлению колхоза и сельскому Совету. Слева, впритык к нему, двухэтажный универмаг; через дорогу — кинотеатр «Ясельда» (деревенские так назвали, по имени красавицы реки). Школа искусств и детский сад — на противоположной стороне. Там же деревянный дом с резными наличниками — будущий музей быта и народного творчества, каменная церковь... И ветряная мельница.
Раньше, до войны, их было десять в деревне, даже одна паровая. Да не уберегли — какие сгорели, какие порушились...
Спасибо местному умельцу-самоучке Мацукевичу. Уважил мастеровой человек земляков, поставил деревянную ветрянку — любо-дорого смотреть. Вот и я загляделся.
— Что, добр человек, любуешься? — раздался за спиной приветливый голос.
— Складно сработано... Похвала понравилась.
— Пусть они что угодно тебе говорят, — старик махнул рукой куда-тов сторону. — А хлеб все равно начало берет с муки, остальное — прибавки. Можешь мне верить: я сорок лет мельником работал.
На вид — сухонький, небольшого роста, лет под семьдесят, но держался прямо, задористо так голову поднимал. А в глазах его — голубизна, и — ни тени зазнайства.
— Муку-то без мельницы хоть раньше, хоть сейчас — не получишь. Первейшая вещь... А ну, пойдем покажу свою «красавицу».
Мельница была крепкая и в то же время изящная — светом наполненная, воздухом.
— Со всех концов страны просят прислать чертежи, а понять не могут, что каждая мельница особый имеет расчет, — поясняет мастер. — Оттого собственная стать у каждой. Одну с другой никогда не спутаешь, ручаюсь.
— Не тут бы ей стоять, — покачал он головой. — Крыльям простор нужен...
Но скорее для приличия эта критика, так как место выбрано видное. И мелют зерно не тоннами здесь, а пудами. По праздникам — на «зажинку» — начало жатвы, и «дожинку» — окончание. Двери музея хлеба, который организуют на мельнице, будут открыты для всех и в любой день.
Первый ветряк Мацукевич еще юнцом строил, вместе с отцом. Во дворе, всего в полтора метра высотой. Обидно было: у богатея мельника есть, а у них — нет. Работала та мельница-невеличка исправно: и для себя успевали муки намолоть, и для соседей.
«Волшебная, — шутили деревенские, — за калиткой не разглядеть, а гору мешков с мукой, что намолола, и с краю деревни видно».
До войны это было, в тридцать восьмом. А через год Западная Белоруссия стала советской.
Отдали Мацукевичу огромную мельницу, чтобы хлеба было вдоволь у крестьян. Только привел хозяйство в порядок — война...
Особой мельница стала. За то, что по ночам зерно молола для партизанских отрядов, «партизанкой» прозвали. Чуть не каждые сутки отправлялись в темноте телеги с мешками на остров Перуся, в отряд...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.