Слова из бесхитростной песенки о летчиках вспомнились мне на борту «аннушки», поднявшей в кубанское небо бригаду Северо-Кавказского филиала Всесоюзного научно-исследовательского центра «АИУС (автоматизированной информационно-управляемой системы) Агроресурсы». Кроме нас, в самолете — штурман Виктор Кондрашов, бортнаблюдатели Наталья и Сергей Тимошенко, бортоператор Владимир Логунов, пилот первого класса Виктор Генералов.
...Эффектный взлет против ветра и — разворот. Но что же конкретно сверху видно? Многое. И бесхозность, и рачительность обширного сельхозцеха края, и то, какими будут его нынешние и завтрашние урожаи.
Летим строго по линии лесополос. Слева и справа — череда зеленых и черных прямоугольников. Супруги Тимошенко у иллюминаторов только поспевают расставлять оценки пронумерованным в бортжурнале полям. Володя Логунов время от времени снимает телекамерой отдельные участки. Потом собранная информация поступит на ЭВМ. Но нашим попутчикам многое понятно уже сейчас. И то, что мне кажется одинаково зеленеющим, цветущим, совершенно иначе представляется им, профессионалам.
Вот участок, словно разлинованный на четкие густо- и бледно-зеленые полосы.
— Это азотные удобрения вносили наземными агрегатами, — поясняет Тимошенко. — Плотность внесения — чуть больше 50 процентов... В журнале напротив соответствующего прямоугольника появляется оценка — «тройка». А вот однородное, густо-зеленое поле, здесь — «пять». Через несколько участков подряд змеятся полосы. Здесь удобрения распылялись с самолета и, видно, был боковой ветер. Оценка — «два балла».
— А это? — интересуюсь, видя пятна едкой зелени, что расходятся лучами с одного угла поля.
— Органика. Вывалили кучу на поле, а бульдозер мало-мало разгреб в стороны. И отрапортовали: вывезли столько-то тонн удобрений.
Действительно, многое сверху видно. И тут уж никак не упрятать, не скрыть наплевательского отношения к делам хозяйства у одних руководителей. И наоборот, сыновьего, истинно крестьянского подхода к земле, к будущему урожаю — у других. И подумалось: ведь по сводкам за несколько лет (они же все хранятся!) можно вполне сделать вывод о «соответствии занимаемой должности». Но это — прерогатива других органов (вот бы им почаще всеохватно, зримо, а не по бумагам поля эти видеть!), у сотрудников ВНИЦ таких полномочий нет.
Визуальные наблюдения с воздуха — лишь нижняя «полочка» «космической этажерки». Конечная цель научно-исследовательского центра «АИУС Агро-ресурсы» помочь хлеборобу собрать максимальный урожай. А в перспективе — создать систему агрокультуры, независимую от капризов погоды. Средства для этого используются самые разнообразные. Все уровни «космической этажерки»: многоканальная фотосъемка больших регионов со спутников и орбитальных станций, аэросъемка конкретных районов с высоты в несколько километров и, наконец, обзор полей с бортов «малой авиации» АН-2, МИ-2.
Первое уточняется вторым, второе корректируется третьим... А в итоге руководителям хозяйств выдается полная, исчерпывающая картина по каждому полю: не только виды на урожай, но и прогноз возможных потерь. Имея под рукой такие данные, можно отрабатывать «свой маневр»: скажем, если оперативная сводка показала высокую изреженность всходов, — принять решение о подсеве другой культурой или даже пересеве...
Да, здорово все на бумаге получается! Но... переходит ВНИЦ на хозрасчет. Это значит, он впрямую зависит от количества договоров с хозяйствами. А у тех, в свою очередь, тоже самоокупаемость и самофинансирование.
— Не желают хозяйства платить, — говорит директор Северо-Кавказского филиала ВНИЦ Энвер Махмудович Трахов. — Отказываются от наших услуг, несмотря на очевидную пользу...
Почему так? Понятно, расплачиваться теперь приходится рублем. И немалым. А денег, как известно, лишних не бывает.
— Часть земель, — продолжает Трахов, — хозяйства отдают подрядным звеньям, кооперативам. А те, конечно, сами заинтересованы в конечном результате — на пузе все вокруг излазят и безо всяких аэрокосмических съемок будут знать любой закуток поля: где там вымочки, вымерзание или пьявица...
Оживление экономики, сельского хозяйства — поиски новых путей и решений. И — проблемы. Хотя бы такая, к примеру: ВНИЦ (со всеми своими самолетами, спутниками, электроникой) оказался в положении, когда спрос на его услуги падает. А у него — план, научные программы, перспективные изыскания...
Болезни роста? Может быть. Но ведь обновление — не просто отказ от старого. Это выход на оптимальные варианты, где общие — всенародные! — усилия сориентированы на конечный, а не на сиюминутный результат.
Не год, не два — десятилетия! — работают в других странах на сельское хозяйство и «космос», и малая авиация. В той же Америке именно съемки из космоса — немаловажное подспорье в определении урожайности не только собственных, но и наших полей — кубанских, например.
А что же мы? Умения не хватает, техники? С техникой действительно не густо. Но есть в «Агроресурсах» модель самолета с кинофотоаппаратурой на борту, управляемая с земли. Эффектно, дешево!
Так опасаются отечественные аграрники новинок. На «пузе», считают, надежнее. Может быть, в какой-то там следующей пятилетке. А пока...
А пока помидоры в Краснодаре так же дороги, как и в Москве. Краснодарского чаю, правда, достал — в кооперативном варианте. А на свой вопрос, возможно ли загодя знать весь объем будущего урожая, получил в местном агропроме обнадеживающий ответ: ничего нет невозможного. Нам, мол, сверху видно все...
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
«Все золотые украшения в милиции с меня сняли. До сих пор меня бьет нервный озноб при воспоминаниях о перенесенном при этом, — Фавзия нервно поеживается, рассказывая, как милиционеры выдирали серьги из ее ушей резкими рывками»