Михаил Шолохов

Валентин Осипов|25 Мая 2015, 14:37| опубликовано в номере №1807, май 2015
Шолохов
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пример особой этической (моральной) требовательности Шолохова. 1927  год. Печатается рассказ «Ветер». В сюжете  человек, и душу и тело которого изуродовала гражданская  война. Инвалид-обрубок – его сторонятся  все женщины хутора, и тогда в некоем затмении овладел  сестрой.

Шолохов его больше никогда не переиздавал. Рассказ был снова обнародован только в 1986 году.

 ...1958 год. Главный редактор журнала «Нева» С.  Воронин оставил такое свидетельство: «Михаил Александрович пересказал мне два рассказа. Один про коня и второй из времен Гражданской войны. Их невозможно было слушать без волнения.

- Почему вы их не запишете? Это же готовые рассказы. Их надо печатать!

- Нет. Я опоздал с ними. Теперь надо другое...»

 Сколь же загадочен этот ответ.

4. «Судьба  человека» с тремя  особыми  сюжетами

Напомню: этот рассказ-шедевр о несломленном ни пленом, ни послевоенным равнодушием власти русском солдате  создавался как раз тогда, когда глава партии Хрущев  обязал вести компанию искоренения религии повсеместно и всеми возможными средствами. Попробуй пренебречь! Парторганы бдительны. Цензура на страже. Журналисты дисциплинированны. Писатели - одни в раже  поспешили с разоблачительными сочинениями в журнал «Наука и религия»,  другие сочли во благо отмолчаться, переждать.

 Шолохов отказался участвовать в кампании пропаганды этого бездумного постановления. Ничего -  ни в речах, ни в статьях. Он против издевательств над верой и церковью. И пережидать, когда улягутся цензурные препоны, не стал. Он создает в «Судьбе человека» небывалый для советской литературы персонаж - мученика за веру.

 ... Пленный солдат со своими собратьями по несчастью загнан немцами на ночевку в церковь. И предстает истинным страстотерпцем. Из-за своих православных убеждений идет под чужеземную пулю. Писатель выразительно вычертил его характер - кратким действом и смелым словом: «Не могу... осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!..»  Шолохов истинный драмотворец! Вписал в монолог Соколова многогранье увиденного - все тут по правде тогдашней жизни: «А наши, знаешь, какой народ. Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают. Развеселил он всех нас...» Но  тут же строки с отрезвлением: «Дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь и богомольца этого убил...»

1965 год – Швеция. Нобелевские дни Шолохова – в один из дней встреча со студентами. Писателю вопрос о реальной основе «Судьбы человека»: «Есть ли такой человек в действительности и мальчик такой?» Ответ был обстоятелен:

  - В свое время, когда Льву Николаевичу Толстому княгиня Волконская написала письмо и спросила у него, кто является прототипом князя Болконского, Толстой ей ответил, что он не фотограф, что он не обязан придерживаться протокольной правды, что он свободный художник и он волен, взяв какой-либо прототип, формировать его по своему усмотрению. Примерно так же можно ответить на этот вопрос. Мне встретился скиталец с мальчиком, биография его почти во всем схожа с биографией Соколова... - Мог бы на этом и закончить, но вдруг признался: - Мне хотелось проверить себя - не разучился ли я писать короткие рассказы...

 ...Что, однако, подтолкнуло  на образ Ванюшки?  Один из одностаничников Шолохова  рассказал о таком случае в послевоенные времена:

 «Собирается Шолохов на рыбалку и старается захватить побольше хлеба. «Зачем столько-то?» - «На приваду, на приваду...» А он просто знал, что к нему может присоседиться ребятня. Как скворушки залетные... Михаил Александрович не томит их ожиданием: развяжет рюкзак, вытащит буханку и зовет: «Берите, односумы, делите...»

 И такое этот приятель писателя  рассказал, что невольно подумалось - уж не высеялось ли именно в тот день то самое первое семя замысла, которое проклюнется много позже в рассказе: «Однажды (было это у Емельяновой ямы) среди такой стаи приметил Михаил Александрович белобрысого, глазастого мальца в драной-передраной одежонке. Поманил его к себе:

 - Ты откуда будешь, цыганенок?

 - Я, дяденька, не цыганенок... Меня Ванюшкой зовут.

 -  И где же ты живешь, Ванюшка?

 -  А когда где. Я приблудный...

 Шолохов долго смотрел на пацана, ничего не расспрашивая. А потом сказал как будто весело:

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Высокий лик полководца

27 декабря 1761 года родился Михаил Барклай-де-Толли

Просто Райкин…

24 октября 1911 года родился Аркадий Исаакович Райкин

в этом номере

Планета по мени Андрей Белый

26 октября 1880 года родился Борис Николаевич Бугаев (Андрей Белый)

Отец Лолиты

22 апреля 1899 года родился Владимир Владимирович Набоков