Нельзя перестроить страну, не перестроив столицы... А перестроить Москву без строительства метрополитена нельзя...
Л. Каганович. 1935 г.
«... Построено три барака в Лосе, а для одного вырыты ямы. На опытном участке вынуто 86 кубометров грунта и установлен кузнечный горн, привлечено 117 инженерно-технических работников и 200 рабочих...»
Это был первый, далеко не победный рапорт Метростроя.
Строители пришли штурмовать московские недра с деревянной кувалдой и лопатой. За пилой бегали в соседний дом. Ведра для вычерпывания воды занимали в ближайшем домкоме. Месяц вели переговоры, чтобы получить свиной загон для оклада материалов. Почти два месяца боролись за право поставить компрессорную станцию в Розовом сквере у стены Китай-города.
Московский грунт в первой же схватке победил строителей.
Морозным февральским утром 1932 г. в штольню опытного тоннеля на Русаковской улице ворвалась вода, сломала крепи, обрушила грунт, вызвала трещины в стене соседнего заводского корпуса.
По Москве ползли разговоры:
- Не оправиться...
Тогда под землю опустился человек в серой спецовке, высоких резиновых сапогах и рабочей фуражке. Это был Лазарь Моисеевич Каганович. С ним вместе под землю опустилась партия и во главе 70-тысячной рабочей армии метростроевцев пошла на штурм плывунов, подземных потоков, водоносных песков.
С тех пор вождь московских большевиков неустанно руководил стройкой, и под его водительством метростроевцы одерживали блестящие победы.
Строить метро Москве помогала вся страна.
Донецкие шахтеры учили нас орудовать отбойным молотком. Кессонщики железнодорожных строек давали первые уроки проходки шахт с помощью сжатого воздуха. Навыки бетонных работ мы получили от творцов Днепрогэса, Рионской станции, Магнитогорска. Сложная техника искусственного замораживания пришла к нам из Сибири и калийных шахт Соликамска.
Московские предприятия послали в забои и шахты своих лучших работников. Трудящиеся столицы оказывали стройке единодушную поддержку. Ленинский комсомол выделил на работу в метро десятки тысяч комсомольцев.
... На строительстве не хватает щебню. Приходится свертывать работы. План ломается. Тогда на Гурьевский карьер едут пятьсот комсомольцев...
Хлещет осенний ливень. Холодный ветер насквозь пронизывает тело. Ноги вязнут в грязи. Но в карьере громко звучат комсомольские песни...
Прорыв ликвидирован. Щебень непрерывным потоком течет к тоннелям метро. Задержки не будет...
... На стройку прибыл громадный неведомый механизм - английский щит. Без иностраннной помощи, без единого иностранного чертежа его монтирует бригада на семи безусых комсомольцев, никогда в жизни не видевших щита...
Перед началом щитовой проходки американский консультант инженер Морган, тщательно изучив геологию участка, определяет скорость проходки - метр в сутки.
Комсомольская смена инженера Инчиревского доводит выработку до четырех метров!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.