Предание гласит, что как-то летним вечером в Афины вбежал воин Фейдипид, кинул перед согражданами знак победы - пальмовую ветвь, задыхаясь, крикнул: «Радуйтесь! Мы победили!» - и, изнуренный нечеловеческим напряжением, тут же умер. Бегун был послан Мильтиадом, афинским командармам, отразившим напор персидских войск. Этот бегун совершил первый в истории кросс-бег по пересеченной местности. Со времени первой международной олимпиады (1896 г.) марафонский бег и кроссы стали непременными пунктами программы соревнований. Марафонский бег является высшей ступенью кросса - сверхкроссом на 40-километровую дистанцию.
Кросс-коунтри - бег в естественных условиях, или «лесной бег», как удачно называют его немцы. Это бег в самом чистом, «природном» виде. Никаких специальных дорожек: и туфель с шипами. Бегун устремляется в поле, в природу, не стесненную рамками стадиона. Легкой, тренированной походкой преодолевает он километры лесов, болот и полей. Ни на каком стипль-чезе (бег с искусственными препятствиями) не встретишь такого разнообразия препятствий, которыми природа преграждает путь бегуна: ровную лесную дорожку сменяют болотные кочки, а после мягкого травянистого ковра путь пересекает река - надо брать этот барьер вплавь.
Первое отличие кросса от бега по стадиону - это разнообразие.
Быстрая смена впечатлений: и препятствий заставляет бегуна регулировать свои движения, применяясь к местности: на подъеме надо сбавить ход и переключиться на вторую скорость, к спуску можно поднажать, а кидаясь в реку, быстро сменить дыхание, чтобы его ритм не сбивался и кровь ровно и точно получала свой кислородный паек. Одни лишь хорошо натренированные ноги не дадут победы кроссмену, если плохо работает голова и если бегун не умеет перед возникшим неожиданно препятствием, не сбавляя хода, обсудить, решить и в ту же десятую долю секунды преодолеть затруднение. Как этот бег непохож на автоматические движения по стадиону, когда стайер десятки раз кружит по одной и той же дорожке, а перед глазами» маячат все те же трибуны и лица!
Вбегая в лес, кроссмен ныряет в океан чистого смолистого воздуха.
«Входишь в лес иногда «подохшим», с ослабленным дыханием, - рассказывает заслуженный мастер Маляев, победитель семи первенств по кроссу, - и кажется, что кто-то начинает массировать утомленные легкие. На дорожке стадиона тебя ни на секунду не покидает навязчивая мысль: «Как дыхание, как ноги? Только бы выдержать!» На кроссе все это идет легче и естественнее».
Кросс - не обязательно один только бег. Можно дистанцию бегуна перебить плаваньем и греблей, можно проводить кросс всеми способами передвижения по земле: на велосипеде, лошади, мотоцикле и автомобиле. Дистанции начинаются с одного километра, а этот километр, повторенный сорок два раза, превращается в марафонский бег. В стране лучших легкоатлетов - в США - провели несколько лет назад исключительный кросс между двумя океанами со стартом на берегах Атлантики и финишем на побережье Тихого океана.
Побеждает в кроссе почти всегда бегун «плановый», тот, кто бежит не по случайному вдохновению, но по точному расчету своих и чужих сил - физических и моральных. В осенний, октябрьский кросс Химки - Москва дистанцию, которая начиналась на деревенской глине, а кончалась блестящим асфальтом центра столицы, выигрывал неоднократно Маляев. Когда он выходил на старт, его сухая, щуплая фигура не внушала особого уважения зрителям, но, когда пожиратель километров, пробежав 18 000 метров, вышел на балкон Моссовета и произнес речь, его голос, ровный и гладкий как зеркало, отразил прекрасное состояние бегуна, и все бурно зааплодировали.
Как протекает кросс?
На старт выходит 200 - 300 бегунов, и по сигналу вся масса бросается вперед. Как ведет себя лидер бега? Прежде всего, он ставит себе цель - забрать инициативу в свои руки или, точнее, в ноли, сильно уйти вперед и вести бег как дирижер, давая темп всему ансамблю. Рядовой бегун обычно больше всего опасается зарваться, растратить силы раньше времени, но очень часто, не владея ритмом и раскладкой бега, он приходит к финишу слишком свежим, не вложив в дистанцию даже тех сил, которыми он располагал.
Итак, лидер впереди, он упрямо глотает километры, уже перед глазами бегут навстречу не деревья и козы, а заборы пригорода, и к середине дистанции, примерно у Всехсвятского, мастер «спуртует». Он вдруг дает рывок на 300 - 400 - 600 метров, на моду немного отдыхает и опять «спуртует», пока не отрывается от массы бегунов. В сознании лидера уже мелькает мысль, что силы исчерпаны и больше выжать из себя ничего нельзя... Но вот из глубин организма поднимаются таившиеся там резервы. Маляев первым вбегает на площадь Пушкина. В протокол ставится: «Маляев - 17,5 километров, время 51 мин. 46 сек.».
Городом кроссов у нас можно назвать Ленинград, где пробеги Детское село - Ленинград, Слуцк - Ленинград стали традиционными.
Московские физкультурные организации не сумели еще сделать кроссы прочным и привычным элементом соревнований, и пробеги Химки - Москва, Тарасовка - Москва то
появляются, то пропадают как блуждающая комета.
Ленинградцы в своем городе выводили на старты пробегов до 5 тысяч бегунов - целые батальоны стайеров и кроссменов.
Несколько лет назад в ВСФК застрял проект интереснейшего кросса-эстафеты Москва - Ленинград. Подсчеты показали, что при этапах в 5 километров рядовые 'бегуны, не выходящие из норм «ГТО», доставят эстафету в город Ленина на вторые сутки, а мастера бега принесут ее в тот же день, немного отстав от «Красной стрелы».
Недавно команда советских кроссменов увезла из Парижа кубок единства - приз кросса редакции «Юманите».
Парижский кросс был своеобразным испытанием для наших мастеров. В начале февраля надеть трусы и бежать по зеленеющей травке было нелегко. Когда 350 бегунов, слившихся в густой человеческий поток, хлынули вперед, надо было пробить эту стену людей и вырваться на первые линии. Стартовав последними (наши бегуны задержались в... туалетной комнате), советские бегуны предложили французским друзьям сильный контртемп и ни одного из 12 самых сильных конкурентов не подпустили к финишу ближе пятого места.
Все три круга (по 2,5 километра) наша команда бежала в живом человеческом коридоре, а стремительный финиш Знаменские, Иванькович и Маляев провели под «Интернационал», который пел, стоя, 30-тысячный коллектив зрителей.
Интереснейший кросс состоится весной этого года в Москве. Это будет грандиозный праздник бегунов в честь десятилетия «Комсомольской Правды». Десять тысяч физкультурников Москвы будут участвовать в беге. Два приза - один для мастеров и второй для остальных физкультурников - будут даны победителям.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
К пятнадцатилетию со дня смерти
Из дневника бригадира комсомольской геолого-поисковой партии