Недавно на цехком вызвали молодого водителя автобуса. Особых проступков у него не было, в аварии не попадал. Но вот записей на него в специальном журнале – полстраницы. То график движения сорвет, регулярность рейсов поломает, то прежде времени вернется с маршрута из-за поломок машины.. Не для «разноса» мы его вызвали – понять хотели, что происходит с молодым рабочим, может, какая помощь нужна. Спрашиваем:
– Почему ты после обеда не смог выехать на линию?
– Двигатель перегрелся.
– А воды долить разве трудно? У тебя же два часа свободного времени было!
И посмеяться над его объяснением хочется, и грустно становится. Разговариваем-то со взрослым вроде бы человеком. А у него проблема – ведро воды налить.
Председатель цехкома Владимир Лутошкин, тоже шофер, не выдерживает:
– Я сам с тобой пару раз ездил. Каскадер ты, а не водитель! Я двумя руками в поручни вцепился, бога молил – живым доехать. И дверь ты всю дорогу не закрывал. А когда я тебе об этом сказал, что ты мне ответил?
– Так я не знал, кто ты такой.
– А какая разница, кто? Обычному пассажиру, значит, хамить можно?
Пытаемся разобраться, что мешает парню работать нормально. Говорит, машина старая, рассыпается вся.
– Но не вся же сразу? Не все узлы в один момент отказывают? Ты бы проверял их почаще.
Молчит...
Потом обещает, что «больше не будет». Но мы-то видим: он не просто многого не умеет – не хочет уметь. И понять не хочет, какая ответственность легла на него с первым же самостоятельным рейсом. Это только кажется, что водитель автобуса работает в одиночку, индивидуально. На самом деле он незримо, но прочно связан со многими людьми. Его бессмысленная «каскадерская» гонка по маршруту оборачивается в первую очередь нарушением интервалов движения. А расплачиваются за это товарищи по бригаде – на них выместит раздражение заждавшийся автобуса пассажир.
Да и самому шоферу нет резона устраивать автогонки: автобусы быстрей изнашиваются. При таком отношении что ж удивляться, что машина «рассыпается вся»? Технику до плохого состояния доводят обычно сами же водители.
Меня до сих пор изумляет одно обстоятельство. Руль автобуса доверяют только после двадцати лет. К этому времени все ребята уже в армии отслужили. То есть вполне взрослые, зрелые люди должны быть. Зрелые если не в профессиональном, то в человеческом, гражданском отношении. А втолковывать нередко приходится, как видите, элементарные вещи.
Наша профессия стала массовой и легкодоступной. Раньше, рассказывают ветераны, даже водителю первого класса непросто было устроиться работать на автобус. Сейчас в каждой машине – объявления о приеме на работу с третьим классом, наборе учеников. Это и понятно: растут города, растет количество транспорта. Но, с другой стороны, насколько возросли требования к водителю!
Больше мощность и габариты современных машин. Больше человеческих жизней за спиной водителя. Плотнее движение на дорогах. Вряд ли наши старшие коллеги лет двадцать назад испытывали такие нервные перегрузки, такой напряженный ритм работы, как сейчас. Но насколько мы отвечаем этим новым требованиям?
Должен сказать, количество жалоб пассажиров и дорожно-транспортных происшествий практически не уменьшается. А «привозят» их в основном молодые, начинающие водители. Другого и ожидать трудно, если учесть, как плохо готовят водителей в учебном комбинате нашего главка. Сужу не по одному примеру. Элементарных вещей порой не знают выпускники комбината. Спросишь: какой тормозной путь у «ЛиАЗа» и «Икаруса»? Молчат. Каковы габариты автобуса? Та же реакция. В правилах движения почти все плавают, дорожные знаки путают.
Мы, конечно, стараемся не выпускать таких водителей на линию. Наставники долго возятся с ними. Но у нас все же не учебное заведение, не можем мы дать каждому нужные знания в полном объеме. Отсюда и жалобы.
Пожалуй, нигде так не важно знание техники, как в нашей работе. Дело не только в том, что на этом знании строится профессиональное мастерство. Когда чувствуешь мотор, словно собственное сердце, – спокоен за пассажиров, за их безопасность. Поэтому никакие недостатки в подготовке водителей не повод для самооправдания. Ну, хорошо, не знаешь, не обучили – возьми в руки справочники, учебники, обратись к наставникам.
В 10-м номере читайте об одном из самых популярных исполнителей первой половины XX века Александре Николаевиче Вертинском, о трагической судьбе Анны Гавриловны Бестужевой-Рюминой - блестящей красавицы двора Елизаветы Петровны, о жизни и творчестве писателя Лазаря Иосифовича Гинзбурга, которого мы все знаем как Лазаря Лагина, автора «Старика Хоттабыча», новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.