Откуда это приходит – неведомо. Живешь привычными заботами, и вдруг захочется забыть на время все важные дела, развести гипс или глину и слепить или выстругать какую-то вещицу...
Откуда это приходит – неведомо. Живешь привычными заботами, и вдруг захочется забыть на время все важные дела, развести гипс или глину и слепить или выстругать какую-то вещицу...
Знаю одного старого талантливого рабочего-металлурга. Он пишет замечательные картины. Знаю ученого- микробиолога, который построил для детей сказочный терем неописуемой красоты. Знаю хирурга – интереснейший скульптор. Знаю доктора наук, видного математика, который режет из кости миниатюрные шахматные фигурки и бесконечно счастлив, когда занят этим. У всех этих людей своя форма творческого самовыражения. И их хобби – это их художническая суть.
Теперь я знаю еще одного такого человека. Он фотограф. Вообще-то я знаком с Юрием Устиновым давно, уже много лет. Профессиональный мастер, он открывал людям своими работами красоту человеческого труда, мужества, увлеченности. Он снимал то, что было сотворено другими, и вдруг попробовал творить сам. И тогда я узнал Устинова-художника и искренне обрадовался, открыв в нем дар не только воспроизводить красоту, но и созидать ее.
Посмотрите на эти работы, сделанные в течение одного года. Они разностильны: деревянная миниатюра, резной конек над колодцем, ступка, женская заколка. И почерк резьбы все время разный и рисунок. Но это понятно – Устинов только начинает и пробует себя в разных манерах. Роднит же все его поделки особое изящество и чистота линий.
А началось все прозаично. В отпуске нашел кусок самшита, очистил его и начал стругать карманным ножом. Доска подсказала форму, а остальное дофантазировал сам. Так получился крокодил. Потом отпуск кончился, навалились дела, думал, что увлечение пройдет. Но не прошло. Едва увидел яблоневый брусок, как почувствовал зуд в руках. Но сдержался, решил прежде сделать эскиз, да и инструмента толкового не было. Он было пошел в магазины, но там, кроме обычных стамесок и штихелей, ничего не купил. Но не стал унывать...
Работал сосредоточенно, не спеша. Жалел, экономил материал, ведь ни орехового, ни грушевого дерева не купишь, да и обычную доску из дуба найти – проблема. Порой выручали друзья. Так из обычной березовой доски вырезал венец для колодца, петуха для цыплячьего домика. Установил их на даче. Двор обычного садового участка сразу преобразился, к Юрию зачастили соседи – посмотреть на его рукоделие, перенять идею. Уважительно называли его мастером, просили построить что-нибудь эдакое и для них.
Мастер при этом смущался, отнекивался.
– Да ведь это несложно. Сами попробуйте. Обязательно получится, только терпение надо, а эскизы я дам...
А что, если действительно попробовать? Ну, пусть не в резьбе, так в чем-нибудь другом. Ведь мы порой даже не подозреваем в себе таланта! Главное – не придумывать самим себе отговорок, не останавливать себя, не гасить в себе искры. Удивительной, прекрасной новой гранью может вдруг открыться жизнь.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.