МЕСТО ЗА РУЛЕМ

Михаил Номеровский| опубликовано в номере №1361, февраль 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нет таких курсов, где учили бы самостоятельности, самодисциплине, ответственности.

Как-то говорил с одним из молодых водителей, из тех, кто уже об увольнении подумывает. «В объявлении написано, – объясняет он, – что у вас много получают. А у меня больше полутора сотен не выходит». «Да не получают, – говорю ему. – Зарабатывают!»

Нет, вижу, не понимает разницы. Он-то думал, достаточно научиться «крутить баранку», а остальное само собой приложится.

Не приложится. Самому приходится овладевать многими качествами. Умению общаться с людьми, например. Предупреждать конфликтные ситуации с пассажирами. Не терять самообладания в сложной дорожной обстановке. Поддерживать жесткую самодисциплину и самоконтроль. Обязательно участвовать в ремонте своей машины. Словом, многое нужно, когда ты отвечаешь за людей. А это требует отдачи как физических, так и душевных сил. С получением водительских прав профессиональная учеба не заканчивается.

Невольно задумаешься: почему так поздно взрослеют молодые, почему в двадцать лет сохраняют такие наивные представления о рабочей жизни? Почему настроены только на материальные блага профессии и не поймут, что их еще надо уметь заработать? А это непросто.

Самое меньшее два-три года нужно, чтобы получился неплохой водитель. Многим такой срок кажется слишком большим, и они увольняются, соблазнившись еще каким-то объявлением, благо недостатка в них нет. А на их место приходят зачастую столь же неспособные нести груз рабочей ответственности новички. И все повторяется сначала...

Слышал, в Свердловске придумали систему отбора шоферов такси. В нем участвуют разные специалисты, в том числе и психологи. Их цель – точно выяснить, насколько человек пригоден к выбранной профессии. Наверное, неплохо бы завести такую систему в каждой отрасли, и в первую очередь на общественном транспорте.

Если наивность, инфантильность молодых вовремя не изжить, то подобные свойства характера человек «тянет» за собой и в зрелый возраст. Приходится встречаться и с удивительной безответственностью великовозрастных отцов семейств. Расспрашиваем на собрании водителя:

– Почему вы пятнадцатого не вышли на работу?

– Жена заболела, не мог оставить.

– А две недели назад?

– Не допустили к работе.

– «Дунул», что ли?

– Ну да...

«Дунул» – это значит трубка, в которую он утром дышал, показала наличие алкоголя. Разговор получается совершенно детский. Существуют азы профессии, которые этот человек до сих пор не усвоил: не подведи товарищей, не пытайся сесть за руль, если не уверен в себе. И вот стоит он перед нами, как провинившийся школьник, и думаем, что с ним делать. А если б случайно прошел медконтроль?

Так что же нам делать? Стоит ведь перед нами не школьник – мужчина лет под сорок. Стыдно нам уже его воспитывать. Стыдно говорить слова об ответственности, о срыве графика. Он-то давно не новичок, водитель со стажем. Хорошо знает машину, знает и то, что требуется от шофера. А вот назвать его сложившимся, зрелым рабочим не могу. Потому что его знания в делах никак не реализуются. В деле он ненадежен.

Водителей, можно сказать, контролируют миллионы людей: непорядки на общественном транспорте видны всем. А непорядков еще хватает. Для пассажира они оборачиваются долгими ожиданиями на остановках, переполненными машинами, испорченным настроением. Тут есть и объективные причины – нехватка людей, машин, но в конечном счете очень многое зависит от водителя. От его профессионализма и чувства ответственности. Я привел простые примеры: одному шоферу не хватило силы воли отставить рюмку накануне рабочего дня, другой забыл долить воду в радиатор. В результате две машины встали на прикол. Сколько стоит таких в автопарках сейчас? Стоит из-за легкомыслия или безответственности шофера.

Так создаются трудности буквально на пустом месте. А ведь есть еще трудности действительные, с которыми шоферу приходится встречаться каждый день. Начну с самого начала – с получения машины.

Мне приходилось получать автобусы на Ликинском автозаводе. Поручни не укреплены, сиденья лежат в салоне навалом... Краска с кузова отлетает в первый же год, потому что красят с грубым нарушением технологии. Кузов протекает... ( А кому, кстати, упреки по этому поводу? Все тому же водителю.) Двигатель всего через сорок – пятьдесят тысяч километров начинает дымить. Положенной мощности – 180 сил – он не дает, часто выходит из строя. Так что даже если мы выделим новичку самую новую машину, вряд ли он будет долго радоваться.

Я не знаю, как работают на заводе «АРЕМЗ», ремонтирующем двигатели. Но одна треть моторов, полученных оттуда, непригодна для эксплуатации. Однажды на один автобус ставили поочередно семь(!) «отремонтированных» двигателей. Первый стучал, у второго масло пробивало, у третьего поршней не оказалось – и так до седьмого! Вот и представьте, сколько времени простоял шофер на ремонте, сколько на этом средств в трубу вылетело.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены