В подобных ситуациях легко можно сказать себе – а что от меня зависит? – и махнуть на все рукой. Действительно, того, кто послабее характером, ежедневные неурядицы могут довести чуть ли не до отчаяния. Мне и самому, признаться, иногда хотелось бросить все и уйти на другую работу. Но всегда что-то удерживало. Наверное, пример моих старших товарищей. Несмотря ни на какие трудности, у многих шоферов автобусы как новенькие, редко ломаются. Никаких срывов графика и замечаний. Они каждую деталь в машине своими руками перебрали, сменщиков к тому же приучили. Не считались, что выполняют работу за бракоделов с других предприятий. Да и среди молодых шоферов немало таких, что не уступают ветеранам. Посмотришь на них – и стыдно становится за тех, кто собирается искать работу попроще.
Эталон водителя для меня – Владимир Николаевич Лютиков, Герой Социалистического Труда. До последних дней жизни Лютиков не расставался с автопарком – работал водителем- наставником, учил молодых, тренировал любителей автомногоборья. Его уроки помогли мне дважды побеждать на Всесоюзных конкурсах водителей автобусов.
Весной состоялся первый московский городской конкурс на приз имени Лютикова. Наша команда победила, и почетный кубок занял свое место в музее автопарка, рядом с бюстом Владимира Николаевича. Ученики не подвели своего учителя.
Не подвели... Вот если бы так всегда! Не только на конкурсах, но и в повседневной жизни показывать такую же организованность, порядок, слаженность. И не лидерам, а всем водителям. Для этого даже не столько высочайшее мастерство требуется, сколько ощущение чувства долга.
Конечно, я понимаю, что мало взывать к рабочей совести, не меняя ничего в организации труда. У нас, например, большинство сложностей создается из-за того, что техническая база обслуживания не соответствует количеству автобусов. Парк был рассчитан на 500 машин, а их сейчас уже около восьмисот. Даже поставить автобус на смотровую канаву проблема.
На этой почве возникали конфликты со слесарями по срокам и качеству ремонта. Правда, не все конфликтовали с ремонтниками. Кое-кто был даже доволен «передышкой», не торопил мастеров. Не случайно же до недавнего времени зону ТО-2 называли «зоной отдыха».
Но вот начали внедрять бригадный подряд у водителей и слесарей. У водителей улучшилась регулярность движения, меньше стало нарушений, лучше состояние техники. А у бригад ремонтников появилась заинтересованность в том, чтобы быстрее и качественнее отремонтировать машину. Но вспомним: бригадный подряд – это же инициатива самих рабочих! Тех рабочих, кто не опускал руки перед трудностями, а искал выход из положения, искал инструмент для наведения порядка на своем рабочем месте.
Теперь требуется и другая инициатива – нужны люди, которые смогли бы продолжить, широко развернуть хорошее дело.
Пока бригадный подряд внедряется медленно. Нам спускают план – насколько увеличить число подрядных бригад. Но никакая директива «сверху» не поможет, если мы сами порой безразличны к беспорядку, если у самого рабочего нет решимости его преодолеть.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.