«... Я здесь удержан
Отчаяньем, воспоминаньем страшным,
Сознаньем беззаконен моего,
И ужасом той мертвой пустоты,
Которую в моем дому встречаю...»
Так же преображен и углублен «гимн в честь чумы» - гимн, в который Пушкин включил отсутствующие у Вильсона - потрясающие по силе строфы:
«... Есть упоение в бою, И бездны мрачной на краю. И в разъяренном океане, Средь грозных волн и бурной тьмы, И в аравийском урагане, И в дуновении чумы. Все, вое, что гибелью грозит, Для сердца смертного таит Неизъяснимы наслажденья - Бессмертья, может быть, залог! И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог...»
У Вильсона же чума - только чума. Бегство пирующих в веселье вызвано страхом перед этой чумой, страхом физической смерти. У Пушкина чума перерастает в символ. Отчаяние председателя и пирующих - отчаяние людей, зашедших в тупик, утративших веру в жизнь, отчаяние все тех же индивидуалистов, потерявших почву.
Пирующие - те же Сальери, окончательно изверившиеся и измельчавшие, те же Жуаны, но Жуаны, утратившие непосредственную радость жизни. В «Пире во время чумы» гениально предвосхищен Пушкиным конец XIX века, полный крах индивидуализма, измельчавшего, обессиленного, признающего свое падение...
В «маленьких трагедиях» зрелый реалист Пушкин продолжил и поэтически завершил уже давно начатое им дело развенчания байронического героя, столь привлекавшего его в юности. И барон, и Сальери, и Дон Гуан, и Вальсингам - герои - одиночки, оторванные от жизни, от почвы, от народа, «демонические» герои в своем поэтическом завершении.
Но, развенчав и осудив этих героев, Пушкин нашел для них слова понимания и сожаления. Ибо все они жертвы времени, жертвы своего «ужасного века».
«Маленькие трагедии» Пушкина - большие трагедии сильной человеческой личности, искаженной, исковерканной, обезображенной страшным временем, всю дисгармоничность которого Пушкин ощущал интуитивно и глубоко.
«Драматические сцены», построенные на «нейтральном» материале, - страшный обвинительный документ против эпохи, против «ужасного века», взятого в самом широком смысле слова. В «маленьких трагедиях» нашло выражение глубокое осознание Пушкиным противоречий его века, и в них же, в создании светлого образа Моцарта, сказалась истинная тоска поэта о человеке творческом, сильном, вольном, о гармоническом человеке будущего.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
От Центрального Комитета Всеесоюзной Коммунистической Партии (большевиков)