... Ремесло
Поставил я подножием искусству;
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп.
Поверил
Я алгеброй гармонию...»
Страшный, чудовищный путь! Стремясь овладеть живым делом искусства, Сальери убивает все живое в себе, убивает живую душу музыки. И вот когда он уже достиг какого - то уменья, какой - то славы, приходит другой и берет, как бы играя, все то (и много больше), что купил Сальери ценой тяжелых жертв.
Моцарт творит легко, вольно, органически. Творчество - это сфера, воздух, в котором он живет и дышит, его природа.
Оскорбленный Сальери взывает к справедливости (так же, как взывает к правосудию барон):
«Где же правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?..»
Доводы Сальери как будто даже убедительны. Но вчитаемся в трагедию внимательней. Есть в монологах Сальери одна, точно мимоходом оброненная фраза, ярко освещающая сущность его характера: «...хоть мало жизнь люблю», - говорит Сальери.
Сальери не любит жизни, т.е. подлинного, неиссякающего источника искусства, из которого вольно и просто черпает Моцарт. Моцарт широк и прост, сердце его открыто для людей и жизни. Он весело и добродушно смеется над игрой слепого скрипача в трактире, от которой брезгливо морщится Сальери. Сальери презрителен, надменен, одинок, озлоблен. Он презирает жизнь, и потому мертво, обречено на смерть столь тяжко завоеванное им искусство. Моцарт - дитя жизни и, следовательно, дитя народа.
TУТ мы подходим к главному.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
От Центрального Комитета Всеесоюзной Коммунистической Партии (большевиков)