За последние девятнадцать лет в изучении жизни И творчества А. С. Пушкина достигнуто больше чем за вое предыдущие восемьдесят лет.
Наследство Пушкина было распылено по частным коллекциям. После революции удалось собрать его в четырех основных хранилищах Москвы и Ленинграда. Материалы этих хранилищ, а также множество других экспонатов из Тбилиси, Киева, Харькова, Баку, Саратова, Омска, Пскова, Казани и других городов страны свезены и размещены теперь в семнадцати залах Исторического музея. На Красной площади, в нескольких шагах от Музея Левина, открылась всесоюзная пушкинская выставка. Четыре тысячи гравюр и картин, три тысячи пятьсот редчайших книг и множество архивных материалов собраны на этой замечательной выставке, созданной по решению правительства к 100 - летию со дня гибели великого русского поэта.
На пушкинской выставке собрано едва ли не все, написанное Пушкиным, где бы и когда бы оно ни появлялось. Здесь первые его стихи в журналах и альманахи и все собрания сочинений, выпущенные за сто лет. Далее следует вся критическая литература о Пушкине, начиная с критических статей его современников и кончая советскими исследованиями. Переводы Пушкина на языки народов СССР, представленные здесь, показывают любовь к нему всех национальностей нашей родины, переводы на иностранные языки - мировую славу поэта.
Внимание зрителей привлекают пушкинские рукописи. На некоторых из них мы СИДИМ собственноручные пометки Николая I. Тут же малоизвестные исторические документы: дело о высылке поэта в село Михайловское, лицейские характеристики Пушкина, написанные его преподавателями. На выставке имеется рукопись Энгельса - перевод «Евгения Онегина». По произведениям Пушкина Энгельс изучал русский язык.
Перед посетителями выставки проходит жизнь поэта. Пушкину было 13 лет, когда в Россию вступил со своей армией Наполеон. В эту бурную эпоху формировалось сознание Пушкина. Ряд исторических гравюр, документов, портретов рисует годы юности поэта. Здесь выставлен оригинал оды «Вольность», в которой молодой Пушкин пламенно бичует «тиранов мира», и портрет Жуковского с надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя».
Один зал выставки посвящен ссылке Пушкина на юг. Два раздела привлекают здесь внимание зрителя: история создания байронических поэм Пушкина и материалы о сближении его с членами тайных обществ.
Ряд интересных документов показывает движение декабристов и отношение Пушкина к декабрьскому восстанию.
Мрачнейшая глава биографии великого поэта - Пушкин под опекой Николая. Гениальные рукописи перечеркнуты перьями сановных мракобесов.
В следующем зале показана творческая лаборатория величайшего мастера стиха. Здесь демонстрируется кинофильм по сценарию проф. Бонде, снятый режиссерам Владимирским. На экране возникают первые беглые черновики «Евгения Онегина», которые превращаются затем в окончательный текст бессмертного романа.
На специальных щитах выставлены многочисленные отзывы читателей о творчестве Пушкина.
Большой зал отдан целиком детским рисункам. В этих талантливых рисунках поражает глубокое понимание пушкинских образов. На одной из стен зала выгравированы слова пятигорской школьницы Маи Вайнштейн:
«Ты видишь, Пушкин, вот где он -
Расцвет пленительного счастья.
Россия встала ото сна
И на дворцах советской власти
Мы пишем ваши имена».
Знаменательна, полна глубокого смысла эта перекличка Пушкина с советской школьницей. В отделе «Пушкин и советская молодежь» показана комсомольская печать, отдавшая свои страницы пропаганде великого поэта, выставлены лучшие диссертации студентов на пушкинские темы.
Надо ожидать, что эта великолепная выставка, отражающая жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина, будет превращена в постоянный Пушкинский музей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.