Макарка

М Платошкин| опубликовано в номере №39, октябрь 1925
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сердце не испуганно, а остервенело билось. Он и не думал о том, что ему будет за удар, а только с какой-то яростью вспоминал придирки Чижова. За малейшее опоздание жаловался в завком, не переносил возражений, и чтобы никто на его уроке не смел пикнуть. Ребята раза два восставали против него, но Чижов ухитрялся держаться в школе. Он тесно сошелся с главным инженером, и тот по всему заводу говорил, что без Чижова школа развалится.

До окончания урока Макарка ошивался в ячейке. На сердце навалилась тоска. Раньше не такой был. Раньше ячейка бодрила, в ячейку верил, а сейчас вся вера пропала. Часто над Валькиными словами голову ломал... «Мы все так, отчитаться главное»...

- Что ж: и Андрей, значит, и Васька. Да нет! Что он треплется-то - раздраженно кричал, сам себя уверяя в чем-то, Макарка.

И не мог уверить. Блестит Валькин портфель, затемняет все. Видел Макарка, как Чижов с завязанной щекой бегал к директору, в завком, грозил ему сзади кулаком, жалел, что плохо ударил и что теперь самому не придется хлопотать о снятии Чижова.

ЗАСЕДАЛА политпросветколлегия. Макарка сидел у стола и небрежливо вертелся на месте. Он словно ожил, смеялся, бузил. Весело было: дело нашел. Нынче его вопрос о Чижове. Сделали намедни фабзайцы собрание, сколотили коллективное заявление и поручили Макарке проводить его через просвет-коллегию. Гордым, хитроватым глазом оглядывал ребят и выбирал мысленно: кого себе на подмогу взять.

Председатель Валька вытащил из портфеля пачку бумаг и открыл заседание. Первое слово взял для зачитки информации. Ни разу без этого не обходилось. Нарочно собирал как можно больше информации райкома, иногда попадалась и прошлогодняя, но он все зачитывал с видимым удовольствием. После, в дополнительном слове особенно упирал, что эти вопросы «мы сами разбирали в райкоме». Информация длилась больше часу и надоела всем страшно.

Второй вопрос - о школе. Макарка первый раз самостоятельно говорил на собрании, сбивался, махал досадливо при каждой ошибке руками и краснел. Валька дал еще двоим высказаться и взял слово себе. Он ругал коллегию, что долго молчали о Чижове, о его диктаторстве, и что он теперь пресечет эту штуку в корне, а от Чижова и духу не останется. Долго говорил Валька, он всегда говорил больше всех. Сам по часу, а ребятам одному, - двум даст слово и закрывает прения.

- Довольно. Вопрос ясен. Я говорю - такой номер не пройдет.

Не любили его ребята за это. Чувствовалось, будто он один и есть на собрании: то информация, то часовая речь, а под конец на трех листах предложение. И сейчас говорить долго не дел.

- Ладно, ребята. Я беру это на себя. Согласны?

Макарка испуганно привскочил.

- П - постой, как на себя. Я...

- Воронов, приучайся вести себя на собрании, бери слово - сердито перебил председатель.

Тупой взгляд застыл на Вальке.

- Чего слово, мне поручили, я и...

- Сядь, пожалуйста, и возьми слово, настойчиво обрезал Валька.

Ребята загалдели было, поддерживая Макарку, но Валька все-таки настоял на своем. Озлобленный Макарка попросил слово и заявил, что он сам будет разбирать это дело. Валька засмеялся.

- Брось бузить-то. А ты справишься? В завкоме нужно вопрос ставить и на партячейке. Ты и говорить-то не умеешь. А я со всеми связь держу, кто-ж лучше сделает?

Валька поставил на голосование. Четверо подняли за него, трое за Макарку.

ДВЕ НЕДЕЛИ спустя в школе заседала специальная комиссия по делу Чижова. Валька за председателя. Он старался казаться очень серьезным, хмурил брови и все время выжидающе стоял. Эти две недели почти не работал. Бегал к завшколой, толковал с завкомом, раза три носился к партсекретарю, к директору и никому не давал покоя до создания комиссии. А нынче с утра собирал по заводу представителей. Радоваться бы надо, что все явились, но Валька все больше и больше хмурился. Дело принимало дурной обо рот. Главный инженер то и дело брал слово и веско доказывал невинность Чижова. Он говорил, что без него не обойтись школе. «Чижов числится первым педагогом в Моспрофобре, имеет огромную практику инженера, наш завод изучил, как свой дом. Он сейчас положительно необходим школе, и я, как представитель заводоуправления не могу лишить фабзауч такой силы».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены