Лермонтов погиб на 27-м году жизни.
Сейчас поэта в этом возрасте называют молодым, подающим надежды. Но уже давно доказано, что молодость не помеха поэзии. Скорее наоборот. Поэтическая одаренность проявляется вообще рано. Пушкин начал писать стихи в 14 лет, Лермонтов — в 14, Есенин — в 15, Некрасов — в 17, Блок — в 17, Маяковский — в 19 (мы берем начальные даты известных нам стихов, которыми обычно открываются собрания сочинений).
Поэтическая одаренность сродни музыкальной, так называемому «абсолютному слуху». Читая ранние, отроческие стихи Лермонтова, мы замечаем незрелость мысли, явное порой подражание Пушкину и Жуковскому, но при всем при том ясно чувствуем гармонический строй стиха, его «мелодику».
В университетском пансионате, где учился Лермонтов, как и в лицее в пушкинские времена, поощрялись занятия стихосложением. Конечно, пансион не преследовал цели готовить поэтов, занятие стихами считалось полезным для общего развития. Вероятно, в такой «педагогической системе» есть свое рациональное зерно. Одним из учителей Лермонтова был поэт Мерзляков — автор «Среди долины ровныя», очень «лермонтовского» по духу стихотворения. Позже, когда Лермонтов был сослан за стихи на смерть Пушкина, его бабушка сокрушенно говорила: «И зачем это я, на беду свою, еще брала Мерзлякова, чтоб учить Мишу литературе! Вот до чего он довел его».
Конечно, почтенный «мэтр» был ни при чем. Поэтическое призвание было рано осознано поэтом. Быть может, поддерживало его на этом пути семейное предание, по которому род Лермонтовых идет от шотландского барда Томаса Лермонта (о нем существует баллада Вальтера Скотта «Певец Томас»).
Пятнадцати лет Лермонтов делает первый набросок поэмы «Демон». С этих пор в течение десяти с лишним лет образ гордого демона преследует поэта. Поэма известна в шести редакциях и окончена им незадолго до смерти. У многих писателей есть такие же излюбленные образы, которые сопровождают их через жизнь. Например, для Гете таким был Фауст.
В 17 лет Лермонтов писал:
Пора уснуть последним сном,
Довольно в мире пожил я...
Зная, что эти строки написаны 17-летним юношей, их воспринимаешь как поэтическую вольность, как примерку на себя одежды пожившего и испытавшего жизнь человека.
Но уже 18-летним поэтом написаны знаменитые строки:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник...
Про эти строки не скажешь, что они юные. Они поражают глубиной и зрелостью мысли, четким осознанием своего поэтического призвания. «Я раньше начал, кончу ране...» — здесь уже угадывание трагедийного пути поэта в современном обществе.
В 18 лет Лермонтов выходит из Московского университета и поступает в школу гвардейских юнкеров и подпрапорщиков. В двадцать — произведен в офицеры. А в 21 год написан «Маскарад». Рождается образ Арбенина, «странного человека», демонической натуры, предтечи Печорина. Вскоре вслед за Арбениным в творчество поэта входит новый герой, будущий «герой нашего времени» Печорин в незаконченной повести «Княгиня Лиговская». В это же время появляется первое печатное произведение Лермонтова — поэма «Хаджи Абрек» в журнале «Библиотека для чтения», напечатанная без ведома поэта его друзьями.
В 22 года написано знаменитое «На смерть поэта». Вызов был брошен. Судьба поэта переменилась. То, что прочили ему родственники, — блестящее положение гвардейского офицера, надежды на карьеру под влиятельным покровительством, — все было отвергнуто. Зато в литературу вошел новый зрелый поэт, преемник Пушкина. Ему оставалось четыре с половиной года жизни, и они не были прожиты впустую.
В 25 лет написан «Герой нашего времени» — событие в русской литературе, гениальный образец русской прозы. В 26 лет закончен «Демон», написана поэма «Мцыри». Издано единственное прижизненное собрание стихотворений, вышло отдельное издание «Героя нашего времени». Лермонтов находился в самом расцвете своего таланта. Он вынашивал новые замыслы и собирался писать «романтическую» трилогию из трех эпох русской жизни (из эпохи Екатерины II, Александра I и современной эпохи). Белинский сравнивал будущее Лермонтова с высотой Ивана Великого. Гоголь предполагал, что Лермонтов-прозаик превзойдет Лермонтова-поэта. «Готовился будущий великий живописец русского быта», — говорил он. Но поэт был сражен «безжалостной рукой».
Поэт прожил неспокойную, мятежную, насыщенную жизнь. Он учился в Московском университете, был юнкером, служил в лейб-гвардейском полку, в Тенгинском пехотном полку, воевал на Кавказе и отличился в боевых действиях, вел светскую жизнь, дважды дрался на дуэли. При этом нельзя не поразиться его великой работоспособности, огромному внутреннему творческому сосредоточению.
Яркая, сложная, гениально одаренная натура встает перед нами. Недаром так часто личность Лермонтова привлекала к себе внимание многих писателей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.