Лермонтов, каким мы его знаем

П Голубев| опубликовано в номере №897, октябрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

«В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски-нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала ощущение неприятное, но присущую мощь тотчас сознавал всякий... Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, — продолжает Тургенев, — он задыхался в тесной среде, куда его втолкнула судьба».

И другие современники отмечают его «тяжелый взгляд», неприятный смех, «пронзительные черные глаза, невольно приводившие в смущение». И. И. Панаев вспоминает, что Лермонтов «был любим очень немногими, только теми, с которыми был близок, но и с своими он не был сообщителен».

Действительно, в том обществе, в котором жил Лермонтов, он мог быть любим очень немногими. Таков был путь поэта. «Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из чувства гуманности: надо было обладать беспредельной гордостью, чтобы высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах» — эти слова Герцена прекрасно характеризуют личность Лермонтова.

Мало расположенные к поэту люди так отзывались о нем:

«Этот человек постоянно шутил и подтрунивал. Ложно понятый байронизм сбил его с обычной дороги».

«Лермонтов был неприятный, насмешливый человек и хотел казаться чем-то особенным».

Один из сослуживцев Лермонтова спустя много лет после гибели поэта удивлялся:

«Я не понимаю, что о Лермонтове так много говорят, в сущности он был препустой малый, плохой офицер и поэт неважный. В то время мы все писали такие стихи. Я жил с Лермонтовым в одной квартире, я видел не раз, как он писал. Сидит, сидит, изгрызет множество перьев, наломает карандашей и напишет несколько строк. Ну разве это поэт?»

Откуда было этому недалекому офицеру понять, что поэзия — «мучительный дар», что это не забава, а труд, и нелегкий. Может быть, и не стоило приводить эти отзывы, мало ли в конце концов людей неумных, злых и завистливых! Но они лишний раз показывают, в какой среде жил поэт.

В «свете», среди светской черни о Лермонтове распространялась молва как о крайне неприятном, едком человеке. Ему не забыли слов о «надменных потомках». Про него, как и про Пушкина, распускали грязные слухи. Его называли выскочкой, пролезшим в «большой свет». Ему мстили.

Была месть литературная.

На бале-маскараде Лермонтов вызвал неудовольствие «членов императорской фамилии» — великой княгини Марии Николаевны, дочери Николая I (этот эпизод описан в пьесе К. Паустовского «Поручик Лермонтов»). По ее заказу писатель граф В. А. Соллогуб сочинил пасквильную повесть о Лермонтове под названием «Большой свет» (опубликована в 1840 году).

Лермонтов изображен в ней под именем Михаила Леонина, бедного ничтожного армейского офицера, прихвостня денди Софьева, в котором обрисован «Монго» — Столыпин, друг и товарищ поэта. Леонин влюблен в прекрасную блондинку с чудными голубыми глазами и повсюду следует за ней, как тень. Роль Леонина — самая жалкая, он тщетно пытается тянуться за «большим светом». Единственно симпатичная черта в нем — любовь к своей престарелой бабушке, которую он чуть не разорил своим мотовством (намек на воспитательницу поэта его бабку Е. А. Арсеньеву). У Леонина предполагается дуэль с князем Щетининым, но она не состоится, и беднягу переводят на Кавказ.

Так пошлость стремилась унизить великого поэта.

Пугали «свет», конечно, не одни язвительные остроты, страшило обличительное слово поэта, его «железный стих, облитый горечью и злостью». «Герой нашего времени», развернувший трагедию целого поколения, вызвал недовольство Николая I, назвавшего его «вредным» произведением. Великосветские враги Лермонтова искали случая проучить «несносного выскочку», уничтожить «ядовитую гадину». Для этого и сослали поэта во второй раз на Кавказ. Оставалось найти непосредственного исполнителя.

Умел ли Мартынов стрелять из пистолета?

В энциклопедическом словаре Брокгауза — Ефрона, в котором есть сведения о всех более или менее известных людях, можно прочесть:

«Мартынов (Николай Соломонович, 1816 — 1876) — офицер, имевший несчастье убить на дуэли Лермонтова». Установлено также, что М. не умел стрелять из пистолета; в поэта попала без прицела пущенная пуля».

Такова была версия, получившая распространение после смерти поэта. Все получалось просто: Лермонтов был слишком насмешливым, неуживчивым человеком и рано или поздно все равно бы плохо кончил. Мартынов вступился за свою честь, к тому же не умея стрелять из пистолета, в то время как Лермонтов стрелял хорошо. Но так уж было суждено, что не умевший стрелять оказался невольным убийцей...

Существуют также рассказы о недобрых предзнаменованиях перед последней поездкой Лермонтова на Кавказ весной 1841 года. Будто бы он побывал у известной петербургской ворожеи Александры Филипповны, напророчившей Пушнину смерть от «белого человека». Лермонтов спросил ее; будет ли он выпущен в отставку, когда вернется в Петербург. Ворожея ответила, что никогда не вернется, а будет ему отставка, «после коей уже ни о чем просить не станешь».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены