Лермонтов, каким мы его знаем

П Голубев| опубликовано в номере №897, октябрь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рассказывали, что перед отъездом Лермонтов обронил колечко, взятое у Софьи Николаевны Карамзиной, и его, несмотря на общие поиски, не удалось найти

В пути на Кавказ, куда поэта сопровождал Столыпин, верный «Монго» не советовал заезжать в Пятигорск. Дело решили жребием: была брошена монетка. Лермонтов поехал в Пятигорск навстречу гибели.

Все эти предзнаменования и совпадения, конечно, современники вспомнили после роковой дуэли, но ясно одно: провожая Лермонтова, его друзья предполагали, что может ждать поэта.

Сам поэт еще в год смерти Пушкина писал:

Не смейся над моей пророческой

тоской,

Я знал: удар судьбы меня не

обойдет...

И я паду, и хитрая вражда

С улыбкой очернит мой недоцветший

гений...

«Хитрая вражда» действительно очернила поэта.

Кто такой Мартынов, убийца Лермонтова?

«Это был очень красивый молодой гвардейский офицер, блондин, со вздернутым немного носом и высокого роста. Он был всегда любезен, весел, порядочно пел под фортепиано романсы и был полон надежд на свою будущность: он все мечтал о чинах и орденах и думал не иначе, как дослужиться на Кавказе до генеральского чина».

В 1841 году он был майором в отставке с орденом Анны III степени. «Отрастил бакенбарды, в простом черкесском костюме, с огромным кинжалом, в нахлобученной белой папахе, молчаливый и мрачный».

Он был фатоват, любил щеголять перед «нежным полом» «модным байронизмом». Фальши в людях Лермонтов не выносил и посмеивался над слабостями «мартышки».

Мартынов и был обезьяной Лермонтова, его дурным подражанием. И лермонтовская тоска и лермонтовская замкнутость — все это было глубоким и искренним, у Мартынова — позой. Таким же дурным подражанием Печорину был Грушницний. Он был удивительно похож на Грушницкого, этот самолюбивый 25-летний юноша. (Его даже считали прототипом Грушницкого, хотя это неверно: «Княжна Мэри» написана за два года до ромовой встречи Лермонтова с Мартыновым.)

Сейчас есть все основания утверждать, что дуэль Лермонтова с Мартыновым была спровоцирована. Великосветская чернь, съехавшаяся «на воды», выбирала кандидата. Один, некий Лисаневич, отказался. Когда ему говорили, что терпеть насмешки Лермонтова не согласуется с честью офицера, он прямодушно отвечал, что у него рука не поднимается на такого человека. У Мартынова, который называл себя «другом» Лермонтова (он был его «однокашником» по юнкерскому училищу), рука поднялась.

«Мы находим много общего между интригами, доведшими до гроба Пушкина и до кровавой кончины Лермонтова, — писал биограф П. А. Висковатов еще в прошлом веке, добавляя: — Главная пружина прячется в условиях жизни И деятелях характера графа Бенкендорфа».

Мартынов придрался к ничтожному поводу. Мало кто из друзей верил в серьезность дуэли из-за довольно безобидной шутки. Но Мартынов отклонил разговоры о примирении. Лермонтов намеревался выстрелить в воздух. Во время дуэли он держал пистолет стволом вверх. Он не шел навстречу противнику и не целил в него. Он стоял и улыбался. Мартынов подошел к барьеру и, нацелившись, повернул пистолет курком в сторону (это называлось стрелять по-французски; дуэльный способ стрельбы, требующий немалой сноровки) и выстрелил.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены