- Очерк о Рыскаль? Нет. Я категоричесии против. Олег Чехов был неум лим. Чехов мог сам как угодно долго рассказывать о том, как играет Инна. Он, обычно скуповатый на похвалу, часто с восхищением отзывался о способностях этой одаренной спортсменки. Но тогда Чехов не был тренером сборной. Теперь он стал молчаливым и об игре своих подопечных высказывается настолько туманно, что иногда и не разберешь, хвалит или ругает. О Рыскаль же Чехов не желает говорить вовсе. Не хочет он, чтобы и другие говорили о ней. Во всяком случае, до Олимпиады.
— Пусть лучше потом все узнают о том, как она блестяще сыграла в Токио, чем прочтут сейчас, какая она хорошая. Инна тоже увидит журнал. — Так говорил Чехов.
Может быть, я согласился бы с ним и не стал писать, если бы не уверенность, что номер журнала с моим рассказом о ней выйдет в свет после отъезда наших волейболисток в Японию.
Инна Рыскаль — нападающая. И если признать, что атака — стихия волейбола, то Инна рождена именно для этой стихии. Ей всего двадцать лет. Из них четыре года она входит в сборную СССР. Можно еще добавить, что вот уже шесть лет, как игра Инны вызывает бурю аплодисментов, независимо от того выигрывает или уходит с поля побежденной ее команда.
Трудно быть «звездой» в сильной команде. Особенно сложно это в двадцать лет. Поэтому хочется все время играть еще лучше, бить по мячу еще сильнее, так, чтобы он непременно попал ближе трехметровой линии, пошел бы «колом» под сетку, и слушать, слушать аплодисменты.
Не будем кривить душой. Вряд ли кто-нибудь скажет, что аплодисменты, которыми награждают тебя зрители, неприятны. Правда, умудренный опытом спортсмен не замечает оваций в разгаре борьбы: ему не до зрителей. А Инне еще только двадцать. И она живет волейболом, вдохновением, которое рождается в игре, той прекрасной победной музыкой, может быть, чуть грубоватой и громкой, которая несется с трибун после удачного, дробящего блок удара. Ради этого стоит тренироваться два раза в день, ложиться спать в 22.30, вставать в 6.30 и делать зарядку, стоит отказаться лишний раз пойти с подругой в кино и соблюдать десятки других ограничений. Большой спорт требует жертв. Даже от таких одаренных, как Инна.
В олимпийской сборной несколько сильных нападающих. Если они венец нашей женской команды, то Инна ее самый крупный алмаз. У Ры-скаль есть одно преимущество перед подругами — она очень молода. Правда, это преимущество порой оборачивается огорчениями: только с годами приходит умение держать себя перед десятками фото- и кинокамер во время больших турниров, умение играть не на публику, а только для команды, умение быть сдержанной и ровной, хотя все ликует в душе от только что добытой трудной победы. Испытание славой — жестокое испытание. Выдерживать его — удел сильных. Инна справляется с этим трудным, постоянно длящимся экзаменом. И не случайно в самый канун Олимпиады ее приняли в комсомол. Рекомендации ей дали комсорг команды Валентина Мишак и Татьяна Рощина, подруги по сборной. Они ей верят, верит ей и тренер Олег Чехов, считающий, что Инна будет самой знаменитой нашей волейболисткой, нападающей экстра-класса.
Почему же он не хочет говорить об этом? Так не говорят о самом сокровенном, загадывая только про себя, даже мысленно не произнося заветное до конца.
Почерк игрока, его манера и стиль неизбежно взаимосвязаны с характером спортсмена, его склонностями. Посмотрите, как играет Инна Рыскаль. Внешне спокойная, изящная, очень мягкая в движениях, она неузнаваема, когда в высоком прыжке ловит мгновение для завершающего удара. В атаке у Инны появляется мужская резкость, жесткость. Она не признает ударов вполсилы из трудных положений (за что, кстати, ей нередко достается от тренеров). Но вот мяч отыгран. Инна отходит от сетки, и снова на ее лице спокойное, чуть безразличное выражение, за которым кроется настороженное ожидание. Впрочем, после особенно удачного удара она может автоматическим, чисто женским движением пригладить волосы и окинуть вполвэгляда трибуны, словно мимоходом заглянуть в зеркало.
Два года назад Инна окончила школу в родном Баку. Куда пойти учиться дальше? Конечно, в институт физкультуры. Спорт — это вся ее жизнь. Так ей казалось тогда. Сейчас она студентка второго курса. Спорт по-прежнему ее увлечение. «А все-таки мне хотелось бы выучить английский язык. Наверное, я скоро буду поступать в «иняз».
Инна легко поддерживает разговор, она приятный собеседник. Но старается избегать рассказов о себе.
Да, она, конечно, любит волейбол. А еще? Хоккей. Жаль, что это только для мужчин. Ее страсть? Не замечала за собой чего-то такого. Может быть, коллекция спортивных значков. Самый памятный день? День проигрыша японкам на московском чемпионате мира. Такое не забывается. А впрочем, кто знает?! Радостные воспоминания, наверное, держатся в памяти дольше. Токио, Олимпийские игры, предстоящий матч с японками тоже останутся в сердце. Хорошо, что в волейболе не бывает ничьих. Нужна только победа.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.