«Шпигель». И эти сообщения вас не взволновали?
Розен. Взволновали? С какой стати?
«Шпигель». Поскольку это представляет угрозу людям и окружающей среде...
Розен. Я интересуюсь сообщениями обо всех реакторах, делаю соответствующую подборку материалов для возможного использования их в будущем.
В конце интервью г-н Розен поведал читателям о том, что в МАГАТЭ хранится 60 томов норм безопасности на АЭС.
«Шпигель». Итак, у вас есть соответствующие нормы, но никто их не придерживается. Следовало бы изменить такое положение вещей.
Блике. Если правительства этого захотят, и притом все без исключения, то тогда это станет возможным».
В общем, родное «не был, не состоял, не участвовал», так сказать, «в мировом масштабе».
Конечно, трудно ждать объективности в оценках Чернобыльской трагедии от МАГАТЭ — организации, кровно заинтересованной в развитии ядерной энергетики. Кстати, это не только мое мнение, но и академика А. Д. Сахарова.
Второй раз комиссия МАГАТЭ в том же составе посетила СССР в январе 1987 года. В очередной раз выразив удовлетворение от проделанной на АЭС работы, М. Розен заявил на пресс-конференции, что третья очередь станции «может быть пущена после завершения дезактивационных работ во второй половине 1987 года».
Розен также сказал: «Выбросы радиоактивности составляют близ саркофага всего три милликюри в день, что в 10 раз меньше уровня, образуемого в результате нормальной эксплуатации АЭС».
В общем, убеждение, будто ничего, в сущности, не случилось, крепло. Ох, как это было важно тем, кто нес и несет ответственность за чернобыльскую катастрофу.
Но вот заговорил «Колокол Чернобыля». Хотя нельзя сказать, чтобы очень уж громко и заговорил; было сделано все, чтобы звон этого колокола приглушить. и тем не менее...
...На экране — женщина, пробирающаяся тайком в зону кормить кур. Двое мужчин удят рыбу в тихой речке, средь благодатной, хотя и зараженной, природы: зона. Сетуют переселенцы: пора возвращаться по домам, ведь ничего не видно, ничего не чувствуется.
«За такими немудрящими сценками, — пишет кинокритик В. Кисунько, — открывается, не побоюсь сказать, первобытность (! — Б. К.) нашего сознания перед лицом принципиально новой ситуации, в которой человечество оказалось в ядерный век». «Мужики и бабы» внедряют о наше сознание мысль о том, что «обстановка нормализуется», а кое-где уже и «нормализовалась»!
Кстати, о рыбке. После Чернобыля в отдельные дни радиационный фон в воде Киевского водохранилища увеличился в сто раз! Однако Минводхоз, Минздрав и Госкомгидромет резко повысили допустимые нормы концентрации радионуклидов (ПДК) в воде и, опираясь на них, заявили, что «все в норме».
А как объясняют компетентные органы тот уму непостижимый факт, что для питьевых нужд используется вода Киевского моря, ставшего кладбищем радиоактивных отходов, а для технических нужд — вода из артезианских колодцев? Да никак. Молчат. Молчат они и о радиационной обстановке вокруг АЭС, объявив секретной всякую и всяческую информацию на сей счет.
Однако ни для никого не секрет, что обстановка эта, мягко выражаясь, крайне неблагоприятная. Так. исследования показали, что в придонных отложениях водоемов и в подземных водоносных пластах вокруг Белоярской АЭС концентрация цезия-137, крайне опасного для всего живого нуклида, превышает норму в сотни раз.
Думая же о рыбаках из фильма «Колокол Чернобыля», невольно вспоминаешь щедринские строки: «Никто не станет отрицать, что эта картина не лестная, но иною она не может и быть, потому что материалом для нее служит человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме «ошеломления». Вот на экране и отразился итог этих «ошеломлений»!
И все же особенно непристойна во всей этой истории позиция медиков. Они-то и есть «злоумышленники» в чистом виде, отвинчивающие гайки, но не все, а через одну. Именно они утверждают, что запас прочности у человеческого организма настолько велик, что пережить еще пару-тройку Чернобылей не составит ему особого труда.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.