Константин Паустовский: «Ответственность и мастерство»

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1148, март 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прежде всего необходимо знать живопись. Почему? Потому, что художники обладают острым глазом. Они видят все гораздо точнее и богаче, чем мы.

Нас слепит – это привычка. В силу привычки мы не замечаем и половины того интересного, что нас окружает. В этом отношении живопись очень важна. Возьмите Левитана, наших пейзажистов. Вы пишете пейзаж. Для того, чтобы его написать, мало только «посмотреть». Нужно всмотреться и нужно знать. И художники учат нас этому: нан нужно смотреть на пейзаж хотя бы в смысле света. Любой художник вам скажет, что есть прямое солнечное освещение, есть отраженное солнечное освещение, есть отраженный свет от соснового леса, есть пасмурный свет; свет после дождя не такой, как до дождя, и т. д. Такое пристальное вглядывание в природу, помноженное на знание (чтобы писать о природе, нужно знать астрономию, биологию, ботанину и т. д.), необходимо писателю.

Я уверен, что Петербург, его архитектурное величие, его стройность отразились на строгости иг стройности некоторых строф из «Медного Всадника».

Пейзаж в ваших книгах не должен быть украшением. Тогда это мертвый кусок. Он должен подчеркивать мысль и состояние людей. Я не понимаю писателя, который не любит природу. Урбанисты мне чужды.

Заканчивая, я не хочу говорить высоких слов. Но я хотел бы закончить одним – и себе и вам напомнить простую истину, что раз пошел по писательскому пути, по этому замечательному пути, то никогда нельзя забывать, что мы являемся наследниками величайшей в мире литературы, самой блестящей, глубокой и справедливой.

Нам дано наследство, которое создавалось тысячелетиями, со всем богатством языка, со всем исключительным мастерством. Это принадлежит нам. Мы хранители этого и продолжатели.

На нас – огромная ответственность. Мы дети своего века, своей страны, новой эпохи и поэтому должны создать литературу, которая ни в коей мере не может быть ниже литературы, полученной нами в наследство.

Этого мы еще не добились. Я не вижу глубокой ответственности каждого из пишущих за то, что он делает. Если кто-нибудь думает, что можно «проскочить», сработать не в полную силу, не в полную совесть, то народ этого ему никогда не простит.

Третье и последнее – на нас лежит задача величайшей ответственности, мы люди будущего. Далеких горизонтов нельзя упускать из виду.

Об этих трех огромных задачах, которые на нас лежат, никогда нельзя забывать. Надо держать их в сознании, и в этом деле я желаю вам наибольшей удачи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены