Константин Паустовский: «Ответственность и мастерство»

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1148, март 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Прежде всего необходимо знать живопись. Почему? Потому, что художники обладают острым глазом. Они видят все гораздо точнее и богаче, чем мы.

Нас слепит – это привычка. В силу привычки мы не замечаем и половины того интересного, что нас окружает. В этом отношении живопись очень важна. Возьмите Левитана, наших пейзажистов. Вы пишете пейзаж. Для того, чтобы его написать, мало только «посмотреть». Нужно всмотреться и нужно знать. И художники учат нас этому: нан нужно смотреть на пейзаж хотя бы в смысле света. Любой художник вам скажет, что есть прямое солнечное освещение, есть отраженное солнечное освещение, есть отраженный свет от соснового леса, есть пасмурный свет; свет после дождя не такой, как до дождя, и т. д. Такое пристальное вглядывание в природу, помноженное на знание (чтобы писать о природе, нужно знать астрономию, биологию, ботанину и т. д.), необходимо писателю.

Я уверен, что Петербург, его архитектурное величие, его стройность отразились на строгости иг стройности некоторых строф из «Медного Всадника».

Пейзаж в ваших книгах не должен быть украшением. Тогда это мертвый кусок. Он должен подчеркивать мысль и состояние людей. Я не понимаю писателя, который не любит природу. Урбанисты мне чужды.

Заканчивая, я не хочу говорить высоких слов. Но я хотел бы закончить одним – и себе и вам напомнить простую истину, что раз пошел по писательскому пути, по этому замечательному пути, то никогда нельзя забывать, что мы являемся наследниками величайшей в мире литературы, самой блестящей, глубокой и справедливой.

Нам дано наследство, которое создавалось тысячелетиями, со всем богатством языка, со всем исключительным мастерством. Это принадлежит нам. Мы хранители этого и продолжатели.

На нас – огромная ответственность. Мы дети своего века, своей страны, новой эпохи и поэтому должны создать литературу, которая ни в коей мере не может быть ниже литературы, полученной нами в наследство.

Этого мы еще не добились. Я не вижу глубокой ответственности каждого из пишущих за то, что он делает. Если кто-нибудь думает, что можно «проскочить», сработать не в полную силу, не в полную совесть, то народ этого ему никогда не простит.

Третье и последнее – на нас лежит задача величайшей ответственности, мы люди будущего. Далеких горизонтов нельзя упускать из виду.

Об этих трех огромных задачах, которые на нас лежат, никогда нельзя забывать. Надо держать их в сознании, и в этом деле я желаю вам наибольшей удачи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о нашем гениальном ученом Михаиле Васильевиче Ломоносове, об одном   любопытном эпизоде из далеких времен, когда русский фрегат «Паллада»  под командованием Ивана Семеновича Унковского оказался у берегов Австралии, о  музе, соратнице, любящей жене поэта Андрея Вознесенского, отметившей в этом году столетний юбилей, остросюжетный роман Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Кузнец

Рассказ

Мы вышли из войны

Михаил Алексеев, лауреат Государственной премии РСФСР имени А. М. Горького, главный редактор журнала «Москва», участник II Всесоюзного совещания молодых писателей, отвечает на вопросы «Смены»