Кто в ответе за огрехи строителей
В понедельник я спросил мастера Рыжкова:
– Сколько человек работают на стройке?
– Двадцать пять.
– А сегодня?
– Ну, примерно... половина.
– Что так?
– В пятницу получка была. А вчера – праздник.
– Какой праздник?
– А Покров...
По крайней мере откровенно. Да и зачем Владимиру Рыжкову что-либо скрывать, если работает он здесь всего вторую неделю? А сколько мастеров сменилось на этой стройке за четыре года, точно никто и не вспомнит. То ли пять, то ли шесть... Какая тут производственная и воспитательная работа велась, видно по результатам: должны были сдать объект еще в 1982 году – не сдали и два года спустя. Браку наделали на каждом шагу: почти все полы пришлось перестилать, стенки ломать, сантехнику переделывать, по столярной части халтуру устранять.
Какой объект можно строить четыре года? Завод, фабрику, дворец? Да нет же, обыкновенное общежитие. Простенькая коробка без всяких затей: четыре этажа, лифта нет, сквозные коридоры, направо и налево – жилые секции. Вот и все.
Жить здесь должны будущие железнодорожники из ГПТУ-1 города Улан-Удэ. Они, конечно, не без крыши над головой: общежитие оборудовали в самом здании ГПТУ. Заходил я туда... Из классов и кабинетов вынесли столы и стулья, поставили кровати – по десятку в комнате. Один умывальник на весь этаж. Но все-таки хоть какой-то выход из положения. Правда, в спальнях занятий не проведешь, поэтому и учатся ребята в две смены.
– Вечером придешь, – рассказывали еще не привыкшие к такому «общежитию» первокурсники, – ни поесть, ни позаниматься негде. Как в больничной палате живем. И холодно – видите, в пальто сидим.
Кто же виноват, что так нескладно ведется стройка? Мастер тут новый, с него пока спроса нет. Найти бригадира бракоделов не удалось.
– Здесь менялись не только мастера, но и бригадиры, – пояснил мне Рыжков. – А сейчас такое положение, что нет одного бригадира – хозяина объекта. Работают пять-шесть мелких специализированных бригад, никто ни за что не отвечает. Каменщик наляпал раствор на пол – наплевать, не ему убирать придется. Сварщик не обрезал концы арматуры, ушел... Вот и попробуй побегай за каждым. Как тут спрашивать за качество? Нужна одна комплексная бригада, бригадный подряд – тогда не замечали б дней получек, праздников. Но такие бригады пока не приживаются...
– Это общежитие строить по подряду уже невозможно, – сказал начальник СМП-182 Борис Владимирович Абакумов. – Типичный долгострой. Каким я принял его пятнадцать месяцев назад, практически таким оно и стоит до сих пор.
– Почему?
– В начале года из треста дается одна команда – сдать общежитие! А в конце требуют все силы бросить на жилые дома. Настраиваешься на одно, а потом приходится менять все планы. Но нынче у нас других сдаточных объектов нет, направим на общежитие дополнительно рабочих.
Известно, что умение числом не заменишь... «Не хватает людей», – жаловались строители. Бурятское управление профтехобразования пошло навстречу – сформировали стройотряд из студентов индустриально-педагогического техникума. Студенты пришли, а фронта работ им никто не подготовил. Отправили отряд на другие стройки города-Ребята из училища тоже помочь строителям хотели. Трижды организовывали стройотряд. В первый раз работы для них не оказалось. Во второй – больше слонялись без дела, чем работали. В третий – сами строители отказались от помощи: пэтэушники – не специалисты по исправлению брака...
В прошлом году планировалось выполнять методом бригадного подряда 40 процентов работ. Осилили чуть больше половины этого задания. И еще одна любопытная цифра: уходя из конторы СМП-182, я увидел стенд с обязательствами 1984 года – «Сдать с оценкой «хорошо» не менее 60 процентов объектов капстроительства и капремонта». Обратите внимание – «не менее»! Да, не слишком высокий, мягко говоря, рубеж намечали для себя строители.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.