Картошка

Юрий Гринько| опубликовано в номере №1328, сентябрь 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Но пока в стране не организовано массовое производство деревянных решетчатых контейнеров. Только для нужд Москвы требуется 2,5 миллиона штук, в наличии же – меньше миллиона. Но и там, где они есть, их преимущества как оборотной тары часто не используются. Дело в том, что контейнер эффективно может использоваться только в системе машин, в жесткой увязке с другим транспортом. Загруженный в поле, он весит около полутонны, значит, требуется погрузчик, а для последующей транспортировки – контейнеровоз, имеющий соответствующие размеры кузова. Хранилище также должно быть рассчитано на приемку и обработку контейнеров. Но чаще всего этого нет. В некоторых хозяйствах даже порожние контейнеры нечем сгрузить – их просто сваливают, при этом бьют, быстро приводят в негодность. Вот и обрывается цепочка в самом начале.

Зачем картошке городская «прописка»?

Расчеты показывают: 80 процентов убранного картофеля выгодней хранить в местах производства и 20 – в местах потребления.

Но вот если речь вести о Москве, то здесь только 175 тысяч тонн картофеля хранится на подмосковных базах, приближенных к специализированным хозяйствам, да еще 15 – 20 тысяч тонн взялись сохранить у себя до весны эстонские картофелеводы. Все остальное прямо-таки лавинообразным потоком – до 50 тысяч тонн в сутки – устремилось минувшей осенью на плодоовощные базы Москвы. И тут, как говорится, не до качества и правил технологии: лишь бы успеть принять!

Есть у специалистов такой термин: заземленность клубней. Так вот, в отдельных партиях картофеля земля составляет 20 – 30 процентов от всей перевезенной продукции. Нехитрые расчеты показывают, что в течение года вместе с клубнями в Москву завозится 22,5 тысячи тонн земли: на ее транспортировке занято дополнительно более 7 тысяч грузовых автомобилей! Если учесть, что за каждую тонну груза, доставляемого из области в столицу, берется плата из расчета пяти рублей, то, значит, общие затраты составят 2<?5 тысяч рублей. И это не считая косвенных потерь на снижение плодородия почв в хозяйствах, ведь вместо того, чтобы вернуться на поля, плодоносный слой забивает водопроводную сеть городов или, в лучшем случае, идет на разбивку газонов у плодоовощных баз.

Конечно, вариант хранения картофеля на месте предполагает строительство капитальных хранилищ в районах его производства.

Ну, а кто их должен строить – торговля, заготовители или сами производители картофеля?

На Украине, в Грузии есть опыт создания аграрно-промышленных объединений, которые держат в своих руках и выращивание, и хранение, и реализацию картофеля – как семенного, так и продовольственного.

Интересный опыт хранения картофеля в местах его производства имеется в Германской Демократической Республике, где пошли по пути формирования кооперативных объединений для строительства современных хранилищ. В объединение входят хозяйства-производители, фирма по реализации продукции и завод по переработке отходов. Таким образом, создается замкнутый цикл, позволяющий наилучшим образом сохранить клубни, утилизировать на месте отходы.

Словом, и собственная практика, и весь мировой опыт убеждают: картофелю давно пора сменить городскую «прописку» на областную. Хранить картофель, плоды и овощи надо в местах их производства, а в Москву и другие крупные города доставлять по мере надобности, причем в максимально переработанном виде. Таково требование времени: экономика должна быть экономной!

Продовольственная программа СССР – документ огромной значимости. Он содержит в себе целостную систему мер по улучшению управления всем агропромышленным комплексом страны.

Пусть он будет нашим путеводителем в попытке заглянуть в завтрашний день картофельного поля державы. Возможно, в каких-то частностях мы и окажемся неточны. В главном же против истины не погрешим.

...Мощные автоматизированные комбайны с сепарирующими устройствами в считанные дни и с минимальными повреждениями клубней убирают урожай. По триста – четыреста центнеров картофеля дает каждый гектар поля. Клубни – округло-овальной формы, с поверхностным залеганием глазков: итог целенаправленной работы селекционеров, семеноводов, агрономов, создавших сорта с характеристиками, заданными перерабатывающими заводами. В контейнерах по триста, пятьсот, тысяче килограммов автомобили доставляют часть продукции поля в хранилища с принудительной вентиляцией, регулируемой температурой. Остальная – держит путь на картофелеперерабатывающий завод, расположенный недалеко. Здесь на мощных автоматических линиях совершается обычное чудо превращения картофеля в полуфабрикаты и готовые продукты питания самых разнообразных видов. Отсюда они начинают поступать к потребителю, живущему и в соседнем городе и за тридевять земель...

Вот цель, к которой мы идем. На этом пути, как видно, достаточно многосложного.

Но ничего невыполнимого.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены