Чем объяснить такое отставание?
Оно – итог долговременной практики, при которой возобладало стремление хранить весь выращенный урожай картофеля в свежем виде. До начала шестидесятых годов пищевая индустрия, перерабатывая «втооой хлеб», ограничивалась преимущественно производством сухого картофеля. Правда, затем на овощесушильных заводах Минпищепрома СССР появились 18 цехов, ставших выпускать сухое пюре. Однако существенных изменений в ассортимент это не принесло. Оборудование цехов с самого начала оставляло желать лучшего, а по истечении десятилетия оно и вовсе стало неработоспособным: устарело и морально и физически. Половина всех работ на основном и вспомогательном оборудовании ведется сегодня вручную. Например, изготовленные Минлегпищемашем линии по производству сухого пюре в виде крупки требуют для обслуживания – ...сколько бы вы думали? – до 200 человек в сутки! Больше обычной общей численности персонала предприятий, где эти линии устанавливаются.
Нет и отечественного оборудования для производства замороженной и обжаренной продукции. Когда пищевики, наконец, признали целесообразность увеличения объемов промышленной переработки картошки, они стали ориентироваться на закупку импортного оборудования – вместо того, чтобы, оформив заказы, постоянно «теребить» машиностроителей, добиваясь от них оперативного создания современной техники...
Как тут не бросить упрек в неразворотливое Минлегпищемашу. В конце концов, если отрасль по каким-либо причинам не в состоянии собственными силами создать нужную технику, почему ей не попытаться сделать это в рамках кооперации с другими машиностроителями, со странами СЭВ?
Уже к 1985 году, по прогнозам специалистов, потребность в продуктах питания из картофеля составит примерно двести тысяч тонн. По уровню технической оснащенности промышленность пока не готова обеспечить такие объемы. Но решать проблему нужно. И здесь требуется смелость, широта, новый подход. Он уже намечен.
В последние годы определены важные меры по ускорению развития материально-технической базы картофелеперерабатывающей отрасли. Утвержден перечень объектов, подлежащих строительству, расширению и реконструкции в нынешней пятилетке. В их числе 12 заводов для изготовления картофелепродуктов общей мощностью 144 тысячи тонн в год. Размещение их планируется в крупнейших городах, расположенных в зонах массового картофелеводства.
Программа широкая, долговременная, Плоды реализации её в полной мере начнут сказываться за пределами одиннадцатой пятилетки. И здесь закономерен такой вопрос: а что можно сделать уже в ближайшее время, сегодня, сейчас?
Прямо скажем – немало. Как ни скромна материально-техническая основа отрасли в той части, о которой идет речь, возможности ее используются далеко не в полной мере. В самом деле, фактический годовой съем продукции с линий, вырабатывающих сухую крупку, составляет в РСФСР 34 тонны в год – всего 8 – 10 процентов от максимальных возможностей этого оборудования. Плохо работают аналогичные производства в Белоруссии, на Украине. А между тем есть отличный опыт коллектива Черниговского овощесушильного завода: четко налаженная организация труда, кропотливая работа по заготовке кондиционного сырья позволили ему довести съем продукции с линий по выработке сухого картофельного пюре до 410 тонн в год. Или взять работников Таурагского плодоовощного комбината в Литве: они сумели так перестроить поточную линию, что это в два раза повысило ее производительность.
Недаром говорится: инициатива сильна поддержкой. Когда последней нет, сбои неизбежны. Специалисты разработали ряд новых видов продукции на базе сухого картофельного пюре – суфле, кулинарные начинки. Казалось бы, работники торговли и промышленности должны были тут же создать новинке деловую рекламу. Увы... И выпуск этих продуктов практически свернут. Или такой факт: оладьи московские, пользующиеся неограниченным спросом, супы с использованием пюре сегодня готовят только на «Колоссе», хотя это под силу всем пищеконцентратным заводам страны.
Можно, разумеется, уповать на закупку техники по импорту, ожидая, когда будут созданы мощные отечественные поточные линии. Но есть ведь и другой путь. На предприятиях Министерства рыбного хозяйства, Минмясомолпрома давно действуют поточные линии, которые при соответствующей переделке могли бы с успехом использовать и картофелепереработчики. Кстати, это убедительно доказывает работа Минского научно-производственного объединения по производству продуктов из картофеля. Модернизированная с его помощью пельменная линия приспособлена для нужд картофелеперера-ботчиков и уже работает в Геленджике. Относительно небольшие затраты дали несомненный выигрыш. Побольше бы такого вот пристального внимания к опыту смежников!
Практика свидетельствует: в структуре общих трудовых затрат на выращивание «второго хлеба» две трети их приходятся на уборку урожая. Так что нет заботы более важной, чем максимальная механизация этого процесса. Было бы неверным утверждать, что земледельцам тут приходится действовать по старинке: лопату в руки – и айда! Нет, на вооружении у них сейчас картофелеуборочный комбайн ККУ-2. Проблема, однако, в том, что производительность его оставляет желать много большего.
Семь лет назад конструкторы Рязанского ГСКБ и ученые Всесоюзного института сельскохозяйственного машиностроения создали превосходную новинку – самоходный картофелеуборочный комбайн. Мощный двигатель, колеса высокой проходимости, автоматическое устройство управления... Не машина – мечта! Комбайн устойчиво держится на песчаных, торфяных и переувлажненных почвах, выкапывает и подбирает клубни одновременно с четырех смежных рядков. Производительность в два с лишним раза выше, чем у обычного комбайна ККУ-2.
Словом, машина, которую с нетерпением ждут на своих полях картофелеводы, создана. Она успешно прошла все государственные испытания и решением трех союзных ведомств – Госкомсельхозтехники, Министерства сельского хозяйства и Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения – получила путевку в серийное производство.
В одиннадцатой пятилетке земледельцы должны получить несколько тысяч картофелеуборочных машин. Должны, но получат ли? В прошлом году, например, вместо запланированных трехсот комбайнов производственное объединение «Рязсельмаш» изготовило только сто – оно не готово к массовому производству самоходных комбайнов: не хватает мощностей, не осуществляется техническое перевооружение заводов.
Ведомства, причастные к решению данной проблемы (Госкомсельхозтехника СССР, Минсельхоз СССР, Минсельхозмаш СССР, ВПО «Союзмаштехкультур») издали не один десяток приказов, распоряжений, указаний. Очевидно, пора претворять их в жизнь.
Сегодня особенно слабое звено в цепи «поле – прилавок» – транспортировка. Для доставки картофеля в город требуется специализированная техника, а в холодное время года – еще и рефрижераторная. В сентябре прошлого года в Москву поступало ежедневно по 700 вагонов картофеля. Внутригородские перевозки осуществляли более двух тысяч грузовых машин. Но в этом мощном парке почти нет автомашин со скошенными кузовами, разгрузочными транспортерами: на разгрузке вагонов практически не применяются инерционные разгрузочные устройства.
Все еще остается нерешенной проблема контейнеризации. Контейнеры избавляют клубни от многих неприятностей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.