Изобретение Максима Бельды

Василий Ажаев| опубликовано в номере №521, февраль 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Крути ручку, Ваня, - попросил Бельды. Елистратов принялся энергично вращать ручку.

Трещотка закрутилась с оглушительным треском, площадка её ритмично сотрясалась.

- Сосчитал триста. Пять минута. Хватит, наверное, - вслух рассуждал Максим. - Давай смотреть станем.

Елистратов приподнял «предмет». Уложенный бетон немного осел и лежал ровной серо-влажной поверхностью.

- Клади сверху ещё бетон, ставь «предмет», верти ручку. Опять пускай работает «предмет»! И так, пока мост весь готов! - кричал Максим, распалённый явным успехом «предмета».

На участке не успели и посмеяться над трескучей штукой: так быстро всех убедила её наглядная польза. Целая бригада замешивала раствор, вторая подвозила его на тачках, а Бельды вдвоём с Елистратовым успевали укладывать бетон.

Об изобретении Максима узнал и Сарафанов. Появившись на постройке, он велел показать ему, как работает «предмет». Был солнечный, знойный день. Сарафанов стоял на эстакаде, потный, без фуражки, в расстёгнутой белой рубахе. Иван и Максим, взволнованные, поглядывая на парторга, по очереди вертели ручку. «Предмет» стрекотал, как пулемёт, тачки летали вперёд и назад, как птицы.

Сарафанов, надкусывая какую-то травинку, внимательно следил за приятелями и подвозчиками, и что-то блестело, светилось у него в глазах.

- Иди-ка сюда! - крикнул он, наконец, Максиму.

Нанаец не расслышал его слов за шумом, но понял жест и вылез наверх. Сарафанов на виду у всех обнял паренька. Бетонщики, сколько их было на постройке, ударили в ладоши.

- Вещь грубовато сделана и требует, конечно, усовершенствования, но польза от неё очевидная, - сказал парторг. - Я в прошлом бетонщик и знаю это. Одним словом, молодец Максим!

Потолковав ещё с бетонщиками, как улучшить «предмет», Сарафанов уехал, однако в скором времени вернулся. Его сопровождали, тоже на лошадях, Алхимик, в очках и без халата, и инженер Казмин. Они втроём с полчаса смотрели, как Максим орудовал своим шумным прибором. Сарафанов торжествующе посматривал на спутников.

- Каково? Признаёте? - спросил он.

- Безусловно! - сразу отозвался Алхимик. - Ваш чудесный подшефный парнишка додумался до весьма умной машины. Вы ведь её, конечно, видели: вибратор, который с некоторых пор применяется именно при укладке бетона.

- Мы, разумеется, заказали вибраторы для стройки, но ещё пока не получили их, - добавил инженер. - Настоящий фабричный вибратор, ясное дело, похитрее, и в действие он приводится не руками, а мотором. Но идея та же. Из этого Бельды будет толк.

- А кто мне говорил, однажды, будто нанайцы - только охотники и что, мол, пусть Бельды идёт бить белок? - спросил парторг.

- Не знаю, кто тебе говорил такую чушь, - засмеялся Казмин, подмигнув Алхимику.

- Максим, подойди сюда! - позвал Сарафанов. - Вот и товарищи тоже говорят: твоя штука очень нужная. Зовут её вибратором.

Инженер и Алхимик пожали маленькую, серую, в цементном растворе руку Максима, болевшую от мозолей, натёртых вращением ручки вибратора. Нанаец смутился. От того, что его «предмет» получил новое, звучное, совсем неслыханное название «вибратор», его интерес к нему только повысился.

- Мы не будем ждать, пока нам пришлют вибраторы. Нам следовало бы раньше выяснить, когда мы их получим. Может быть, производство вибраторов ещё не налажено полным ходом после войны, и их просто не хватает, - Сарафанов говорил, обняв Ивана и Максима, остальные стояли вокруг. - Мы будем делать вибраторы сами. Конечно, надо их усовершенствовать, приспособить мотор и так далее. Наши мастерские способны сделать это быстро и хорошо. Вам, товарищ инженер, придётся, очевидно, заняться этим. А показывать пользу вибратора на стройке будет Максим Бельды. Согласен, на-нэй?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены