За последние годы советская литература выдвинула ряд новых талантливых молодых драматургов. Основой их творчества является страстная борьба советских людей, за построение коммунистического общества, самая наша жизнь, наполненная пафосом созидания.
В ряду этих молодых деятелей советской литературы стоит имя драматурга Анатолия Сурова. Сын партизана, погибшего в годы гражданской войны, воспитанник комсомола, журналист-большевик, он в 1946 году написал свою первую пьесу - «Далеко от Сталинграда».
Когда Театр имени Ермоловой объявил о премьере этой пьесы, имя драматурга не было известно. Но пьеса и спектакль сразу же заслужили внимание и признательность зрителей.
Этот спектакль был особо значителен ещё и тем, что премьера «Далеко от Сталинграда» явилась первым откликом московских театров на постановление Центрального Комитета партии о драматическом репертуаре, определившем решительный поворот театрального искусства к темам и образам советской действительности.
Молодой драматург в содружестве с театром одержал первую творческую победу. Через год на сиене этого же театра он выступил со второй пьесой - «Большая судьба», - также получившей заслуженное признание, и, наконец, недавно третья его пьеса - «Зелёная улица» - появилась на сцене Московского Художественного театра имени А. М. Горького.
Теперь уже можно с уверенностью говорить о том, что является главной чертой в творчестве молодого драматурга, что определило успех его пьесы у зрителя, что придаёт его героям такую жизненность, заставляет нас искренне волноваться за их судьбу. Это - чувство большевистской страстности, которое пронизывает деятельность его героев.
Таков главный герой в пьесе «Далеко от Сталинграда» - парторг завода Орлов; таков секретарь райкома Телегин в пьесе «Большая судьба»; таков и молодой герой железнодорожник Алексей Сибиряков, рекорд которого явился событием, завязавшим конфликт в пьесе «Зелёная улица». Мысли, чувства, дела этих людей раскрывают природу, прекрасные качества, целеустремлённость советских людей, смело и неуклонно идущих по пути, указанному партией, и помогают разоблачать тех, кто, маскируясь, двурушничая, приспосабливаясь, пытается сдержать творческий порыв нашего народа.
Когда большевик Орлов в дни войны борется далеко от Сталинграда на эвакуированном заводе за введение поточного метода производства, чтобы дать фронту больше моторов, мы знаем, что направляет его борьбу: большевистское чувство ответственности за судьбу страны, за победу. Казалось бы, заводу, перевыполняющему план, заслужившему красное знамя, можно продолжать и дальше работу по-прежнему; так именно и считают директор завода Осередько и член бюро горкома Красавин. Последний даже склонен объявить Орлова склочником, чтобы только прекратить эту шумиху вокруг «ненужных новшеств». Без них спокойнее. И только большевистская идейность, глубокая вера Орлова в правоту своей борьбы, чувство долга перед партией помогают ему убедить Осередько и разоблачить Красавина - чиновника с партбилетом в кармане. Только непримиримая борьба коллектива за утверждение подлинно партийного творческого отношения к жизни, к труду приносит героям тыла новую победу. Автор сумел увидеть и выразить в пьесе глубокий и острый конфликт, жизненно правдивый, типичный для нашего времени.
Такой же острой выглядит борьба в столкновении героев пьесы «Большая судьба». Возвратившийся после демобилизации в родные края секретарь райкома Телегин вступает в конфликт со вторым секретарём Костюшиным, человеком ограниченным, самодовольным, который утверждает, что «хлебопоставки и мясозаготовки - вот наше творчество». Он думает, что поднять сельское хозяйство можно административными мерами - выговорами «простыми» или «строгими» - в зависимости от обстоятельств. Он убеждён, что сам, единолично отвечает за всё и что даже председатель райисполкома со всеми его работниками только «дублирует» его распоряжения. Под влиянием такого «воспитания» чуть не сбился с пути, не утратил своей чести большевика фронтовик Никон Камень, председатель колхоза, растерявшийся поначалу перед трудностями восстановления колхоза. Но Телегин, человек большевистской закалки, смело выступивший против порочных методов деятельности Костюшина, сумел повернуть дело в районе, направить Никона Камня, как и других, на путь больших дел, за которые борется советский народ. Эту же пьесу под названием «Обида» поставил Театр имени Моссовета, причём в постановке этого театра нашла наиболее яркое выражение ещё одна черта творчества А. Сурова - его любовь к молодым героям, к комсомольцам, которых так тепло и верно он рисует в своих пьесах. Они самоотверженно трудились на заводе во имя победы - такими мы их видели в пьесе «Далеко от Сталинграда». Они со всей горячностью молодости ведут борьбу с теми, кто мешает новому подъёму и процветанию колхоза, - такими видим мы их во второй пьесе. И, наконец, комсомольца Алексея Сибирякова избрал драматург героем своей последней пьесы - «Зелёная улица».
Сибиряков - знатный машинист, лучший водитель поездов - поставил новый рекорд. Ему готовы воздать почести, но он отказывается от них. Он правильно разгадал, что за этим чествованием и наградами, которые приготовлены для него, таится скверный расчёт некоторых начальников - пошуметь вокруг его рекорда и оставить всё по-старому. Не этого хочет Сибиряков. Он хочет, чтобы его рекорд стал общим достоянием, чтобы был сломан график, который специалисты, рабски преклоняющиеся перед заграничными «авторитетами», считают незыблемым. Таков, например, Крутилин, рядящийся в маску советского специалиста, а в душе давно утративший чувство гордости советского человека, дутый авторитет которого всё же заставляет прислушиваться к нему и начальника дороги Кондратьева. Крутилину претит дерзкое вмешательство в научно-техническую деятельность простого рабочего-машиниста, а утративший чувство партийности Кондратьев склонен видеть в настойчивости Сибирякова зазнайство молодого человека. Он не понимает, что здесь идёт политическая борьба за утверждение партийного, советского отношения к творчеству новаторов. В пьесе ярко нарисована эта борьба, в которую втянуты все персонажи: старый учёный Рубцов, твёрдо ставший на поддержку Сибирякова, парторг депо Кремнев, раскрывающий перед Кондратьевым всю порочность его заблуждений, профессор Дроздов, понявший, какие неизмеримые силы творчества таятся в народе, и юные комсомольцы Матвеич и Модест, жаждущие внести свой вклад в технику. И победа остаётся за Сибиряковым, за теми, кто был с ним.
Так, на разных участках нашего строительства - на заводе, в колхозе, на транспорте - молодой драматург утверждает победу партийного отношения к труду, силу большевистской страстности и творческого горения советских людей в борьбе за коммунизм.
Творчество А. Сурова находится на главном направлении советского театрального искусства. В этом достоинство и значительность его пьес, заслуживших признание советского зрителя. В этом залог его будущих успехов.
Вопреки проискам антипатриотической группы театральных критиков, ныне осуждённых советской общественностью, молодая наша драматургия смело и решительно борется за утверждение партийности в искусстве.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.