Изобретение Максима Бельды

Василий Ажаев| опубликовано в номере №521, февраль 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Ваня! Бетономешалка - очень хороший предмет. Чуть-чуть покрути - и быстро готово. Укладка бетона - худо совсем, очень узкое место. Всё руками делаем. Трамбовкой бей, ломом штыкуй - тяжело, много рук надо. Прораб говорит: лучше штыкуй, бетон пусть плотно-плотно сядет, пустоты допускать нельзя. Чё ты глазами спишь - не понимаешь? - обидчиво спросил вдруг Максим.

- Нет, не сплю, - встрепенулся Иван. - Ты продолжай.

- Ваня, я уже который день думаю, - доверительно зашептал опять нанаец.

Он говорил долго и сбивчиво. Иван не сразу всё понял, но постепенно мысль друга раскрылась ему, и он сам увлёкся. Максим, оказывается, приметил, что если часто ударять плоской дощечкой по сырой массе бетона («шлёп-шлёп, совсем тихонько»), то он садится тогда быстро, ровно и плотно. И чем чаще ударять дощечкой, тем лучше.

- Ваня, тут, однако, р-р-реакция, - с таинственным видом приблизил Максим своё лицо к лицу Елистратова.

Бельды решил заставить «реакцию» работать на себя. Он придумал прибор, где главную роль играли деревянная площадка, трещотка и стальная пластинка. По мысли Максима, прибор должен был вытеснить ручную трамбовку и штыковку бетона.

- Крути трещётку за ручку, - объяснял Максим и крутил перед носом Ивана воображаемую ручку. - Трещётка цепляет пластинку, пластинка поднимается и опускается, туда-сюда, и бьёт по площадке. Площадка дрожит, вот так, мелко-мелко, - Бельды показал, как будет сотрясаться, вибрировать, площадка. -

Теперь работа пойдёт так: бетон кидай на опалубку, ставь предмет, верти ручку, площадка дрожит и ударяет бетон, бетон быстро садится. Теперь предмет можно снимать. Готово!

Он присел на корточки перед лежащим на койке Иваном и пытливо посмотрел ему в глаза:

- Как, понятно тебе?

- Понятно, Максимчик, понятно! - сказал Елистратов.

Идея захватила его. Он сразу уверовал в этот «предмет».

- Ты нарисуй мне его, я изготовлю с ребятами в мастерской, - предложил он.

- Я нарисовать не могу, не научился. Будем так делать его. И одни, без ребят.

Втайне от всех, чтобы, как сказал Иван, «раньше времени не шуметь», они целую неделю мастерили изобретение. Именно в это время из стойбища пришёл дед Лала. Он принёс внуку гостинцев и стал звать домой. Старику не понравилось на постройке: много людей, шум, хлопоты. Правда, Максим вовсе не зачах вдали от своих, наоборот, выглядел здоровее, чем прежде, и был всем доволен. Но старик всё не отступался.

Максим не стал его и слушать. Ему было очень некогда, и он не совсем вежливо спровадил деда. Тот рассердился и, уходя, пригрозил, что не пустит теперь его в стойбище, если Максим вздумает вернуться. Внук угрозу пропустил мимо ушей, было не до того: «предмет» поглотил все его мысли.

Друзья испытывали изготовленный собственными руками прибор, когда люди и природа кругом ещё спали. На реке было прохладно, туман висел плотной пеленой, скрывая тайгу, и сопки, и даже деревянные эстакады постройки.

Максим на бойке вручную замешивал бетон, Иван на тачке отвозил его по трапу и сбрасывал в опалубку.

- Уже десять тачек. Однако, довольно, - решил Максим.

Он схватил неуклюжий «предмет», пробежал по трапу к опалубке и поставил его деревянной площадкой на свежую неровную груду бетона.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены