— Не все от меня зависит, — то ли объяснял, то ли оправдывался директор. — Вот выйдет из отпуска Нина Васильевна, еще неизвестно, как она на это посмотрит.
Завуч не в пример директору сказала, как отрезала:
— Никакой школы. Хватит сидеть на шее у государства.
До первого сентября оставалось шесть дней — Саша пошел в облоно. Его отфутболили в городской отдел народного образования. Там он встретил директора и завуча детдома. Отступать им было некуда. Нина Васильевна взяла инициативу в свои руки. Зашли к инспектору Г. Н. Скачковой.
— Ну, что ж, — сказала Скачкова. — Ты долго думал, а теперь я подумаю, как с тобой быть.
Но сколько можно ждать! Вместе с завучем — снова в облоно. Сначала Нина Васильевна заглянула в кабинет одна, вскоре пригласили и Сашу. Инспектор Э. И. Кириллова не скрывала недовольства:
— Почему ты плохо вел себя в детском доме? Почему раньше не хотел учиться?
В детдом возвращались на троллейбусе. «Разговаривали», — неохотно вспоминала Нина Васильевна. «Поговорили начистоту», — подтвердил Саша. Пассажиры, наверно, с изумлением оглядывались на строгую, средних лет женщину и невысокого, нескладного паренька в очках, который, раскрасневшись от возбуждения, что-то горячо доказывал. Саша пытался убедить Лесникову, как изменился он в это лето. Но чем больше говорил, тем яснее чувствовал: его не хотят понять. Тогда он сказал, что есть человек, который согласен взять его, Сашу, к себе. Можно сделать так: будет ходить в школу, а жить у того человека.
На такой вариант Нина Васильевна согласилась. Только никакого «человека» у Саши не было, просто-напросто он «сочинил» его. Прикинул: главное — пойти в восьмой класс, а ночлег где-нибудь отыщет — не привыкать!
Но все напрасно. Неведомая подростку бюрократическая сила вопреки его желанию привела Сашу Петрунько в ростовское ПТУ-19, где готовят рабочих строительных специальностей. Он сопротивлялся, как мог: не ходил на занятия, не ночевал в общежитии, хотя ему выделили место. Целых два месяца — с конца августа до конца октября — Саша ютился на чердаке пятиэтажки, в нескольких шагах от детского дома. Завуч распорядилась в детдом его не пускать.
Каждый день паренек приходил к детдомовскому порогу, и всякий раз его гнали оттуда, как бродячую собачонку.
Как назвать эту бессердечную операцию, которую провела администрация детдома № 10? Оказывается, есть у нее название — «очищение». Не сам придумал — услышал в детдоме. Вроде бы то же самое, что и чистота. Но одно дело, когда выметают мусор, а тут ведь «выметают» детей...
Выяснилось, что руководство детдома намеревалось «сплавить» в ПТУ всех семиклассников — девять человек. Теперь, когда этот подлог раскрылся, все делают вид, что ничего не знали. «Получилось как-то стихийно», — не моргнув глазом заявляет бывший завуч Лесникова. «Спонтанно», — вторит ей директор Борисенко. «Это прошло мимо нас», — разводит руками заместитель заведующего Ростовским облоно В. Е. Зарайченко. (В скобках замечу: при этом разговоре в облоно присутствовала и инспектор Кириллова, та самая, к которой обращался Саша еще в августе. Однако Элла Ивановна, сохраняя завидное спокойствие, предпочла не вспоминать о визите Петрунько.)
Диву даешься, слушая подобные объяснения. И это педагоги?! Не нужно быть пророком, чтобы предвидеть, чтб ждет без опеки не оперившихся на первых порах детдомовцев. Все равно что бросить не умеющего плавать человека в открытое море.
— Спихнули ребят нам, — с готовностью соглашается директор ПТУ-19 Н. А. Джегунцов.
— Мы объясняли воспитателям, что не имеем права брать семиклассников, — говорит заместитель директора ПТУ С. Е. Трофимов. — Но они взмолились: «Возьмите, а то они нас поубивают».
— Это же переростки, — подхватил другой зам, А. И. Курячий, — не хотят учиться. Они бы переженились в своем детском доме.
«Добрые тети» из детдома поплакались в жилетку «добрым дядям» из ПТУ, и все вместе забыли про закон. Логика горевоспитателей ясна: зачем учить детдомовцев, которым так трудно прививать тягу к знаниям: проще спихнуть их «дяде», то бишь в какое-нибудь строительное ПТУ. Ну, а у «дяди» своя выгода. Известно, с каким трудом комплектуются эти училища. Не потому ли тут и закрывают глаза на нехватку школьного образования?
Переростки... Но вот в кабинет, где мы беседовали с руководителями ПТУ, входит Света Алешина, симпатичная девушка в форменном костюмчике. Ей только этим летом исполнится пятнадцать. Какой же она переросток?
— Нравится тебе в училище? — спрашиваю ее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Патриоты нашего времени
Клуб «Музыка с тобой»
Жизненная позиция