Школа XXI века

Владимир Николаев| опубликовано в номере №1443, июль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

На вопросы «Смены» отвечает Валентин Степанов, доктор архитектуры, профессор, заведующий отделом школ и внешкольных учреждений ЦНИИЭП учебных зданий

— Валентин Иванович, школа — точнее, школьное здание — многие годы почти не меняется. Усовершенствования, конечно, были — например, стал обязательным спортзал. Но в принципе конструкция остается прежней: классы, коридоры, актовый зал... Можно ли придумать что-то совершенно новое? Да и нужно ли? Ваш проект школы будущего красив, эффектен. Но прежде чем говорить о нем, хотелось бы понять: что вас не устраивает в архитектуре современного школьного здания, что побудило кардинальным образом менять его облик?

Всем известно, как выглядит снаружи и внутри современное школьное здание. Если представить схематично. оно крайне примитивно: «ящики» классы, бесконечные коридоры и коридорчики. Уныло, убого. У ученика, шесть часов просидевшего в прямоугольной коробке, появляется естественное желание поскорее уйти из нее. Школа как центр воспитания не может в полном объеме выполнять этой важнейшей функции уже потому, что своей архитектурой отталкивает подростка. Помните. еще Ушинский говорил, что окружение имеет колоссальное значение для воспитания. А если окружение до обидного однообразно? Основная идея нашего проекта, а мы разрабатывали его вместе с молодым архитектором Альбертом Батановым, — создать такую модель школы, где были бы все условия для гармоничного развития личности.

— Что представляет собой архитектурная модель школы будущего?

— Она имеет принципиально новую педагогическую структуру здания, основанную на максимальном синтезе учебного и воспитательного процессов. Архитектурное решение основано на сферах деятельности учащихся. Проще говоря, школа состоит из секторов: «Техника», «Природа», «Обществоведение», «Искусство», «Спорт» и сектор для младших детей. Каждый сектор — это комплекс помещений, оснащенных так, чтобы дать школьникам исчерпывающую информацию об окружающем мире, подготовить теоретически, связать теорию с практическими работами и предоставить возможность заниматься творчеством. В каждом секторе будут музей, библиотека, лекторий, учебные кабинеты, лаборатории и мастерские, кружковые комнаты. Например, сектор «Искусство» содержит студии и кружки по изобразительному искусству, архитектуре, скульптуре, музыке, хореографии, музей, школьный театр и так далее. Сектор «Спорт» — это бассейн, система спортзалов с трансформирующимся интерьером, дающим возможность создать легкоатлетический манеж. Сверху он перекрыт прозрачной оболочкой. Кольцевое построение с центральным многофункциональным рекреационным пространством позволяет органически связать здание с внешней природной средой при относительно компактных размерах. Кстати, уголки живой природы предусмотрены и внутри школы.

Интерьер школы «подвижен» — его можно будет при необходимости изменять. Но архитектурное решение — только часть общего замысла. Мы предлагаем также ввести в школе будущего новые формы обучения и воспитания. Нынешняя классная система создана триста лет назад чешским педагогом Яном Каменским и с тех пор не претерпела существенных изменений. Нам кажется, что при всевозрастающем потоке информации требуются несколько иные методы. Формы обучения видятся такими: для младшего возраста — игровые, а для среднего и старшего — по системе «ученик — группа — класс — поток».

— Последнее требует расшифровки...

— Ну, индивидуальная работа ученика — тут все ясно. А группа — это 6 — 8 человек, каждый ученик — лидер по одному из предметов, в котором он наиболее преуспел. Иначе говоря, класс состоит из активно действующих неформальных групп, где постоянно идет взаимное обогащение новыми знаниями, опытом. Это, видимо, наиболее плодотворная форма — когда каждый ученик попеременно является как бы ведущим или ведомым и никто не остается в роли пассивного слушателя Классы же будут собираться в потоки, на лекции — знакомиться с перспективными идеями, направлениями в науке, искусстве, производстве. Здесь смогут выступать и университетские преподаватели, профессора, ученые, производственники. Но, чтобы реализовать задуманное; как раз и требуется принципиально новая модель школьного здания. Наша цель: органически переплести все направления обучения — техническое, гуманитарное, естественнонаучное. Плюс спорт и искусство. И глубокая профориентация по всем линиям. К моменту окончания школы каждый ученик должен пройти через все сферы деятельности человека и четко определить свое будущее. На наш взгляд, самый перспективный путь развития школы — это полный день...

— Все ли захотят оставаться до вечера в школьных стенах?

В современной «коробке» — нет, конечно. Мы как раз и ставили задачу сделать школу привлекательным местом для детей и подростков. На уро- ках ученик не всегда может получить ответы на все свои вопросы,.проявить инициативу, раскрыть все свои способности. Полный день и должен служить гармоничному развитию личности. Правда, не думаю, что с такой нагрузкой справятся одни учителя. Необходимо вовлечь в воспитательный процесс родителей — они обязаны в свободное время прийти в школу, принести детям свои знания и умения. Кстати, я могу сослаться на уникальный пример: в Омске в одной школе родители организовали около ста кружков!

— На сколько учащихся рассчитана ваша школа? Какие материалы заложены в проекте? Стоимость?

— В ней 33 класса, 960 учащихся. Основной материал — монолитный железобетон. Что касается стоимости... 6 — 8 миллионов рублей. Для сравнения скажу, что нынешняя школа стоит полтора миллиона. Дорого? А можно ли экономить на подрастающем поколении? К сожалению, у нас архитектура «задавлена» строителями. Во главу угла постоянно ставится, так сказать, «прямая» экономия, а уж потом — человек, не учитываются социальные последствия. Между прочим, за рубежом архитектор диктует строителям, что и как строить. У нас наоборот. Разве наши строители не в силах осуществить проект так, как он задуман?

— На выставке в Доме архитекторов я видел также макет школьного комплекса, разработанного вами с группой архитекторов. Тоже недешево: шесть с половиной миллионов. Но, кажется, этот проект близок к осуществлению?

— Да, деньги на него выделены, комплекс будет строиться в Свердловске. Он включает в себя две школы по 33 класса, общешкольный центр, филиал районного Дома пионеров и школьников, детскую школу искусств, детскую спортивную школу и учебно-производственные мастерские. Это, если хотите, наш вариант решения одного из пунктов школьной реформы: «Создать в каждом районе комплексы внешкольных учреждений с широким спектром направлений деятельности».

— Не так давно «Смена» выступила с предложением создать в городе Кирове детский дом промышленного предприятия — принципиально новый тип детдома. В восьмом номере журнала за этот год было опубликовано задание на проектирование — каким условиям должно отвечать здание. Один из первых проектов разработан в вашем научно-проектном отделе. Что можно о нем сказать?

— Если коротко, то архитектурное решение близко школе будущего — то есть содержит многие ее элементы. Я имею в виду не внешний облик — он совершенно иной, а принципы пространственной организации здания. Архитектурные формы подчинены одной цели: чтобы ребенку в таком детдоме жилось тепло и радостно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Встречают по костюму

Молодёжная мода

Изгнание из детства

Девять подростков-сирот оказались брошенными на произвол судьбы своими воспитателями. Как могло случиться такое?..