Встречают по костюму

Лидия Орлова| опубликовано в номере №1443, июль 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодёжная мода

Валяется на диване платье. Материя, не более того. Но, надевая его на себя, мы приобретаем своего рода вторую кожу. И она с нами, она часть нас, она имеет отношение к нашей духовной сути. Здесь нет никакого фокуса, никакой магии. Просто мы сами своим выбором, своим отношением к той или иной вещи придаем ей смысл, значение и цену, которых она, сама по себе, возможно, не имеет. Заявляя о своих привязанностях, вкусах, отношениях с другими людьми, мы и на вещи распространяем свойства собственной личности.

Конечно, одежда создается не только для защиты от зноя и стужи, а часто единственно красоты ради, и это может быть главным ее назначением — сделать нас наряднее, красивее. Но вот вопрос: в какой ситуации — красивее? С какой целью — наряднее? Один вариант нарядного платья — для танцевального вечера, дискотеки, и совсем другой — для театральной премьеры. А свадьба? Свадебное платье — совершенно особый стиль, связанный с традициями, обрядом. Выпускное платье школьницы отличается от платья невесты и от комплекта для дискотеки. Все эти отличия могут показаться малосущественными, но именно они особенно важны — в моде оттенки значат чрезвычайно много. Так. свадебное платье у нас традиционно белое — считается, что белый цвет символизирует нравственную чистоту, духовное начало, даже доброту. Но такие ассоциации возникают в связи с белым цветом далеко не у всех народов: в Индии, например, белый — цвет траура. Значит, эти представления в достаточной мере условны. Если еще как-то можно объяснить, почему с черным цветом мы связываем представления о скорби, зле, то вряд ли найдешь объяснения тому, почему с черным ассоциируют и материальное начало. Красный — цвет крови, должно быть. по этой причине символизирует жизнь, любовь, революционную борьбу. Но вряд ли кто сможет убедительно объяснить, почему желтый — солнечный, радостный цвет — считают цветом измены и даже... стыда и почему именно с зеленым нередко связывают надежды и больше того — оптимизм... Как бы то ни было, символика цвета в костюме существует, люди считаются с ней. Поэтому, если свадебное платье с учетом этой символики должно быть белым или красным, то другие варианты праздничных, торжественных и нарядных платьев непременно должны отличаться от свадебного. Представьте себе живой, интригующий мир дискотеки и попробуйте — хотя бы мысленно — вписать в него девушку в платье, напоминающем свадебное. Она будет выглядеть нелепейшим образом.

Одно время было принято делать нарядным, белым и платье для выпускного вечера, пока один мудрый человек не догадался спросить: что, разве это бал невест? А ведь и правда — аттестат зрелости не имеет ничего общего со свидетельством о браке и вечер выпускников — совсем иное действо, нежели свадьба. Позже обнаружилась другая крайность: девочкам по случаю окончания школы родители стали шить солидные «дамские» туалеты, которые призваны были свидетельствовать скорее не о хорошем вкусе, а о том, что «им для детей ничего не жалко». Конечно, девочки стали взрослыми, окончили школу, но это не значит, что они должны одеваться так же, как их мамы. Опять нюансы, опять оттенки, которые отличают одно нарядное платье от другого, тоже нарядного. Эти отличия связаны с разницей в назначении того или другого платья и становятся конкретными, вполне определенными, стоит только сравнить ситуации, на которые они рассчитаны. Чем. по нашему мнению, должны отличаться платье для выпускного бала и платье для дискотеки? Мерой нарядности, ответите вы и будете правы, но только отчасти. Все дело в характере этой нарядности. На выпускном вечере, в присутствии учителей и родителей вы должны быть одеты строго, празднично, чуточку торжественно и в какой-то степени считаться с тем, что вы находитесь в официальном месте — в актовом зале школы. Есть много того, чего вы не можете себе позволить — глубокого выреза, каких-либо шокирующих отделок, украшений, излишне ярких красок, броского макияжа. Даже брюки могут оказаться под сомнением.

Для танцевального вечера в дискотеке ваш наряд, напротив, должен быть эффектным, выделяющимся — иначе вы рискуете весь вечер простоять у стенки, вас никто не заметит и не пригласит танцевать. Рисунок современного танца читается лучше, и двигаться вам будет удобнее, если вы будете в брюках или платье, которое подчеркнет достоинства вашей фигуры, подаст ее в выигрышном свете.

Мы все заняты делом — кто учится, кто работает, и после трудов праведных у нас чаще всего не бывает возможности переодеться, чтобы потом в более нарядном виде пойти в театр или в гости. Мы выбираем некий промежуточный, средний вариант: одеваемся на работу в меру нарядно, чтобы выглядеть более или менее уместно 8 деловой обстановке, и идем в театр слегка принаряженными, не слишком деловыми. Достигается это порой самыми простыми средствами — за счет красивого шарфа или модных бус, кружевного воротника с брошью или букетика цветов на лацкане пиджака. Небольшие акценты — и платье из скромно-будничного становится оживленно-нарядным. Акценты! Именно за счет умелой расстановки акцентов достигается максимальное соответствие одежды конкретной житейской ситуации.

Как важно знать назначение той или иной вещи и уметь использовать ее именно в той ситуации, для которой она создавалась. Тут есть случаи очевидные: вряд ли кому придет в голову ходить по улицам в купальном костюме, ночной сорочке или домашнем халатике. Но нередко мы можем встретить на улицах людей в тренировочных костюмах, которые можно носить разве только на стадионе или дома, ведь для этого — и только для этого! — они предназначены.

Еще более распространенной ошибкой является случайное сочетание в одном ансамбле вещей разного назначения — нарядное пальто и кроссовки, спортивная куртка поверх вечернего платья, праздничные, дорогие украшения* на скромном деловом свитере и т. д.

Каждая новая мода дает возможность человеку оказаться на авансцене, на виду у всех. Если ты способен сыграть эту роль — пробуй. Возможно, это даст повод утвердить себя в качестве незаурядной, своеобразной личности. Но только не всякий выдержит это испытание. Свет юпитеров моды, как всякий яркий свет, легко обнажит все, чем ты обладаешь на деле, ибо мы судим о человеке по костюму только в самый первый момент. Потом жизнь начинает нас снабжать и другой информацией: мы видим поступки человека, узнаем о ходе его мыслей, перед нами обнажаются его нравственные качества, свойства его души. Казалось бы, ненадежный это способ — оценивать человека по тому, как он одет. И все же очень часто мы бываем правы в своих первых впечатлениях!

В свое время общественный вкус был возмущен мини-юбками. Сколько вызвали они негодования у тех, кто считал себя хранителем нравственности, блюстителем строгой морали! Но сами по себе юбки, короткие или длинные, не имеют отношения к нравственности, мода — лишь форма, в которой могут проявляться те или иные отношения между людьми. Вольно или невольно люди используют одежду, к примеру, для выражения своих даже тщательно скрываемых сексуальных интересов. Специалисты моды и психологи называют это явление «эксплуатацией эрогенной зоны». Почти два столетия женщины носили глубокие декольте. И — пусть не удивляются строгие приверженцы морали — тем, кто осмеливался, например, являться в берлинскую оперу в недостаточно открытом платье, специальные служащие ножницами вырезали его так, чтобы декольте приобрело санкционированный общественной традицией размер.

Не меньшее возмущение вызывало каждое новое появление в моде женских брюк. Когда лет десять назад (намного позже, чем предложил это Андрэ Курреж) брюки появились у нас, с ними боролись не менее рьяно, чем с мини-юбками, хотя они ничего не обнажали.

Самая нейтральная одежда — одежда форменная. Она отказывает человеку в индивидуальности, делает его одинаковым с теми, кто связан с ним определенной, общей работой. Одинаковым и равным со всеми. В этом в какой-то степени и преимущество школьной формы. Ты не имеешь возможности выделиться с помощью какого-то особенного, возможно, недоступного другим костюма. Только твои личные качества — ум, работоспособность, воля, трудолюбие, талант — позволят тебе занять среди сверстников то место, на которое ты претендуешь. Чисто утилитарная функция — удобство, например, или немаркость одежды — тут нередко отходит на второй план. Форменная одежда, какую носят продавцы, стюардессы, железнодорожники и так далее, служит своего рода опознавательным знаком, выделяет специалистов из толпы — иначе не найдешь нужного тебе человека. Тут опять-таки совершенно сознательно уходят от индивидуальной характеристики личности. И личность проявляет себя — должна, во всяком случае, проявлять — только с профессиональных позиций. Форма как бы обязывает продавца быть внимательным с покупателем, и тот вправе требовать от продавца соответствия его профессии. Очевидно, поэтому так нелепо выглядит продавщица, когда носит излишне много украшений, гримируется сверх меры. Она нередко забывает об общественной функции своей профессии. И у покупателя к ней меньше доверия: он не рассчитывает на внимание к своим будничным, прозаическим просьбам.

Как видите, сложна и многозначна наша одежда. Сколько разных обстоятельств приходится учитывать человеку, выбирающему нужный костюм! С вопросом, какого человека можно считать хорошо одетым, часто обращаются к художникам, специалистам по костюму. Пьер Карден ответил на этот вопрос так:

— Хорошо одетым можно считать человека, который считается с собой и с другими...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Патент

Первое в стране видеокафе на семейном подряде открыли в Пярну две молодые супружеские пары

Сказка о тройке

Фантастическая повесть

Школа XXI века

На вопросы «Смены» отвечает Валентин Степанов, доктор архитектуры, профессор, заведующий отделом школ и внешкольных учреждений ЦНИИЭП учебных зданий