Играем в «спринт»

Николай Оганесов| опубликовано в номере №1375, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

– Литературой случайно не увлекаетесь? Продаю вот...

Нина недоверчиво посмотрела на увесистый том в буром с позолотой переплете.

– Не упускайте случай, девушка. Это уникальное издание! «История крестовых походов». Слышали когда-нибудь? Единственный в своем роде экземпляр. Берите, не пожалеете. Правда, у меня только второй том, но... минуточку... вы только послушайте... – Я раскрыл фолиант на заранее отмеченной странице, где речь шла о легендарном Ричарде Львиное Сердце и, подражая манере профессиональных чтецов, с расстановкой начал: – «Король Ричард, возвращаясь в свое отечество, сел на корабль и направил путь прямо в Германию. Пристав к одной гавани, он отправился оттуда, переодетый, сухим путем и, проходя через Австрию, был преследуем лазутчиками и узнан. Чтобы лучше скрыть себя, он переоделся слугой и нанялся на кухню помощником...» Ну как? Захватывающая история? Только не говорите, что вам не интересно, чем закончился этот средневековый вестерн... Серьезно, девушка, покупайте. пользуйтесь случаем...

Я ничего не знал о характере Кузнецовой, о ее интересах, вкусах и наклонностях, не знал, что ей нравится, а что нет, и потому действовал вслепую. Отсюда и книга, купленная накануне в букинистическом, – более удачного предлога для знакомства я не нашел, ведь Нина как-никак работала в библиотеке.

– Ну что, хотите посмотреть? Она неуверенно пожала плечами.

Ричард Львиное Сердце выдавал себя за слугу. А вот за кого выдавал себя я? За спекулянта? Бродягу, путешествующего без копейки в кармане? За попавшего в беду человека? В моем положении любая из перечисленных ролей могла оказаться выигрышной.

– Обратите внимание на год издания.

Нина взяла том, в нерешительности подержала его в руках, потом положила на колени и раскрыла на титульном листе.

– Тысяча восемьсот двадцать третий! – заглядывая ей через плечо, прокомментировал я. – Представляете?! Эту книгу мог держать в руках Пушкин. Не верите? Напрасно. Тиражи были маленькие, какая-то жалкая сотня экземпляров. И дата подходящая...

Столбик пепла с ее сигареты сорвался и рассыпался по странице.

– Извините. – Она поспешно сдула пепел.

– Ничего, – снисходительно успокоил я. – Понимаю ваше волнение и потому не тороплю. Зрите и восторгайтесь!

– Но зачем вы ее продаете? – удивилась Нина. – Это же действительно большая редкость.

– Большая, – поддакнул я, радуясь наметившемуся в разговоре перелому.

– И вам не жаль с ней расставаться? Прозвучавшие в ее голосе интонации я истолковал по-своему. Надежда, что между нами перекинулся мостик, придала уверенности, и я с удвоенной энергией перешел к укреплению своих позиций.

– Конечно, жаль. Несчастье у меня, понимаете, бумажник стащили... Собственно, может, и потерял я его, не знаю, но скорее всего стащили. И как назло, все деньги там были, в среднем отделении. Остался, что называется, без средств к существованию. – Для убедительности я похлопал себя по карманам. – Хорошо, документы уцелели, иначе совсем труба. На последнюю мелочь телеграмму матери отбил. Жду перевода. Ну а пока – полное банкротство. Спать негде, за койку платить нечем. Чужой город, ни друзей, ни знакомых. Приболел вот вдобавок. Лихорадку какую-то подцепил, второй день трясет. Одно к одному – знаете, как бывает...

Слушая мой треп, Нина рассеянно листала плотные. будто из картона вырезанные страницы, а я стоял сбоку и впервые после начала разговора позволил себе немного расслабиться.

Если не считать ссылки на болезнь, мой рассказ был чистым вымыслом, но, кажется, Нина принимала его за чистую монету, и в глубине души я уже поздравлял себя с успехом.

Длилось сие идиотское состояние всего секунду, не больше, и надо же было случиться – как раз в эту-то секунду Нина подняла голову. Что прочла она в моем взгляде, одному богу известно, только брови ее удивленно поползли вверх, и она поспешно отвернулась.

– Возьмите. – Не глядя в мою сторону, она протянула злосчастный фолиант.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены